Заповеди Господни: «Не прелюбодействуй». Протоиерей Андрей Ухтомский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: medaboutme
Фото: medaboutme

Седьмая из заповедей Господних звучит как «Не прелюбы сотвори». Что же именно это значит?

Мы, христиане, знаем, что диавол не созидает, не создает что-либо новое, потому что не имеет своих сил для этого. А для достижения своих целей, противопоставленных Богу и всему миру, он паразитирует на добре, извращая все доброе, что нам дал Бог. Диавол побуждает человека направлять свои силы не на созидание, а на разрушение, действовать против природы, не так как задумано Богом.

Одним из таких примеров является побуждение диавола нарушить данный Богом в Рае единобрачный союз мужчины и женщины, чтобы они изменили своей второй половине, для того чтобы этим разрушением положить начало дальнейшему разрушению душевной жизни человека и в конце концов сделать своим орудием зла. Бог стремится предотвратить это искушение тем, что дает людям заповедь «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).  

Слово «прелюбодейство» означает превосходную степень любодейства, физическую близость, совершаемую/совершенную вне брака.

В более широком смысле заповедь запрещает любой блуд, любое направление энергии не на достижения заповеди Божией, а для потакание страсти.

Существительное «блуд», однокоренное с глаголом блудить (укр. блукати), заблуждаться указывает на пустые поиски, безрезультатную трату усилий. В нашем случае это касается необдуманного поступка, искажение природы человека, той сферы, которая связана с продолжением человеческого рода.

Святитель Григорий Великий в толковании на Евангелие указывает, что «заповедь «не прелюбодействуй» отсекает грехи плотские, Искупитель же наш наказует и недозволенные помышления», что видно из слов Спасителя «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:27–28).

«Как гнев – матерь греха, – пишет Хроматий Аквилейский, – так похоть является матерью прелюбодейства». Душа создана самовластной, такой чтобы иметь власть над самой собой, потому что она свободна. Она способна избежать гнева и вожделения, если того захочет и выработает навык это делать. Бог же дает заповедь душе, поскольку она в соединении с телом и от него принимает движения в теле.

Потому душа поставлена над телом, чтобы властвовать над телом, удовлетворяя не похоти, а потребности организма и исполняя заповеди Божии, данные человеку для нормальной жизнедеятельности его организма.

«Кто однажды разжег пламя вожделения, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – тот и в отсутствие увиденной женщины постоянно представляет себе образы постыдных дел, а от них часто переходит к действиям».

Бог велит хранить брак, не подавать повода его расторгать или другим это делать. «Муж, который дает жене разводную дает повод ей прелюбодействовать говорит церковный писатель Феодор Мопсуестийский, потому что жена остается телом мужа, ведь они – плоть». Брачный союз и общение плоти приводит к взаимопроникновению настолько, что люди имеют общую природу, остающуюся по-прежнему в двух телах, и действительно становятся одной плотью.

Прелюбодейство грех. Потому, что наступает не по природному неотвратимому желанию, а потому что происходит от нерадения. Святитель Иоанн Златоуст в Толкование на Евангелие указывает: «Не сказано «кто пожелает», потому что можно и идя в горах делать, но: «кто смотрит с вожделением» ( Мф. 5:28), то есть кто сам накапливает в себе вожделение, кто без всякого принуждения вводит сего зверя в свой спокойный разум. Это порицается еще в Ветхом Завете: «Не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9:8).

Однако, можно посмотреть, но не быть увлеченным. Но Христос наказывает и за сам взгляд, чтобы полагаясь на безнаказанность не впасть в грех. «Но, может, – кто-то скажет, – я посмотрю, пожелаю, но ничего дурного не сделаю». И в этом случае человеку не стоит обманываться и он будет равен распутнику, потому, что посмотрев раз-другой, накопив вожделение и раздув пламя, будет побежден плотью, потому что человек не выше человеческой природы. Бог наказывает нас, осуждая нескромный взгляд прежде преступления, чтобы однажды его не совершить.

Христос запрещает воображение такой связи в сердце, чтобы человек, хотя однажды и разжег в своем сердце страстное пламя и в отсутствие увиденной женщины (для женщины – мужчины), не представлял постоянно себе образы постыдных дел, а от них не перешел к действию.

Вожделение есть начало прелюбодеяния. Апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).

Совершив грех однажды, человек может его повторить и таким образом усвоит навык вожделения и грех блуда. Во избежание этого Господь предписывает хранить свой взор. Кто любит ближнего своего не позволит также и ему прелюбодействовать.

«Разве тот, кто любит ближнего своего совершит прелюбодеяние с его женой? Конечно, никогда! Так соблюдаются все заповеди Закона, а также заповеди не укради и не лжесвидетельствуй, потому что любовь к ближнему воспрепятствует нарушить заповеди», – пишет учитель Церкви Ориген в толковании на послание к римлянам.

Прелюбодейство разрушает брак, как союз двух людей ставших единым целым. Однажды нарушенный союз очень трудно воссоздать, даже простив на словах, а тот, кто разрушил этот союз, получив временное удовольствие, впадает в более длительное отчаяние.

Обращение к Богу с раскаянием и желанием впредь этого не совершать, умеренность и осторожность помогут сохранить существующий союз и не разделять его.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/73627-zapovedi-hospodni-ne-prelj...