ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА. БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ. ТОЛКОВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ПАКАНИЧА)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

По словам святителя Иоанна Златоуста, данной заповедью блаженства Христос «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно – чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других». По заповеди Христа, мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир. В этом случае мы станем сынами Божиими по благодати, ведь, по словам того же Златоуста, «и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее». Как мы помним, уже само Рождество Господа нашего Иисуса Христа сопровождалось ангельской песней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). 

Как замечает святитель-исповедник Лука, архиепископ Крымский, миротворцы – это те, кто, противясь злу, тем самым, зачастую, сами себя обрекают на определенные страдания и лишения, чем заслуживают для себя великую награду: возможность быть нареченными сынами Божиими. Согласно же другому мнению святых отцов, миротворцы – это не только те, кто примиряет враждующих людей, но, прежде всего, те, кто смог примирить свои душевные и телесные силы. Преподобный Петр Дамаскин говорит: истинные миротворцы умиротворяют душу и тело, подчиняя их духу, чтобы благодать Святого Духа смогла плодотворно действовать в душе и руководить ею. Грех, совершенный прародителями в раю, повредил духовно-телесную природу человека, вследствие чего тело перестало подчиняться душе, а душа – духу. Таким образом, в природу человека вкрался некий разлад, устраняемый только жизнью во Христе. Именно поэтому преподобный Исидор Пелусиот, называя миротворцами тех, кто находится в мире с самим собой и которые победили в себе внутреннюю вражду.

Объединяя указанные два качества, блаженный Иероним Стридонский замечает, что первое бессмысленно без второго, так как какая польза от того, что другие с моей помощью примиряются, а в моей собственной душе при этом идет вражда пороков?!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) определяет актуальность данной заповеди следующим образом: «Если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искреннего, доброжелательного влечения одного к другому. Даже среди членов одной и той же семьи заметны желания отъединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой собственный угол. Это происходит потому, что не создана гармония, внутренний мир у каждого члена семьи с самим собой, внутри себя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со всеми близкими, и со всеми другими людьми. Только когда восстанавливается мир внутренний в человеческом сердце, тогда восстанавливается связь этого сердца со своими ближними. Эта связь выражается в единстве слова, духа и мысли». 

Таким образом, истинные миротворцы – это те, кто удалившись от страстей и пороков, своим личным примером служат для примирения других, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, главный дар Бога человеку – это внутренний мир Божий, как признак присутствия в душе Божественной благодати.

https://pravlife.org/el/node/29150