Заповеди блаженств как откровение Бога о Самом Себе. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Заповеди блаженств», фрагмент иконы. Фото: из открытых источников

Чему учит воскресное чтение 18-й недели по Пятидесятнице.

В 18-ю неделю по Пятидесятнице помимо рядового евангельского чтения в храмах читают также Заповеди блаженств в честь преподобных, память которых мы совершаем в этот день. Кроме того, мы слышим их каждый раз во время Божественной литургии перед входом священнослужителя с Евангелием. Обратим сегодня взор на эти строки Священного Писания.

Заповеди блаженств – не только то, что дано людям в виде обещаний. Это еще и откровение Бога о Самом Себе. Но осознать это можно лишь находясь на уровне святости, когда невыразимый и невообразимый Бог открывается в твоем собственном сердце. Сын Божий, несущий Свое слово в мир, изливает на каждого из нас непрерывную смиренную мудрость благодати. Он, как добрый пастырь, ведет за Собой души, стремящиеся к совершенству в Истине. В то Царство, которое находится за пределами всяких представлений, понятий и определений.

Евангельское откровение – это прежде всего учение о совершенстве человеческого духа во Христе. Заповеди блаженств – это открытие Богом Своей Божественной природы человеку и введение его в жизнь вечную. Христос начал учить о Своем Царстве с блаженств, потому что свобода в Духе Святом – это и есть главное блаженство человека и в сей жизни, и в будущей. Все, что лишает нас этой свободы, становится рабством.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

С этих слов начинается перечень блаженств, возглашаемых Христом. О какой нищете идет речь? Нищий – тот, кто не имеет ничего. Самые большие стяжания находятся в нашей голове. Это в ней мы имеем, или по крайней мере думаем, что имеем. Это там мы перебираем свои богатства, считаем сокровища, гладим и целуем то, что, как нам кажется, наша собственность. Это не только земные вещи и приобретения. Нет, это и наши достижения, и заслуги, и добродетели, и все, что мы связываем с нашим «Я», что мы называем словом «Мое».

Блаженными Христос называет тех, кто не имеет в уме никаких привязанностей не только к вещам, но и к самому себе. Нищета духовная – это отсутствие даже в мыслях привязанностей к чему-либо земному. Потому что Царство Божие – это и есть свобода от всего земного. Именно эта свобода будет нам утешительной на пороге смерти, а не наши близкие и друзья. Поэтому пока мы находимся в земном странствии, практика совлечения от всех земных благ – необходимое условие духовной жизни.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

В жизни огромное количество поводов для пролития слез. Весь путь человека на земле усеян его слезами. Мы плачем по разному поводу, поэтому наши слезы имеют разный вкус. Есть слезы кислые, соленые и сладкие. Сладкие у тех, кто скорбит о своих грехах, плачет о невежестве своего ума, погрязшего в помыслах. Такие люди обретают в своем плаче помощь Божию и благодать, избавляются от всякого зла и утешаются великим блаженством духовной свободы во Христе. Потому что только в Нем нет никаких перемен.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кроткий – тот, кто беззлобен. Но выше его тот, кто сподобился беззлобия в Духе Святом, кто победил всякое зло в виде страстей и помыслов в самом себе, кто, отвергнув свой ум, живет в благодати. Тот наследует чистую землю своего кроткого сердца, в котором обретает Христа, передающего ему Свое Царство Вечной Истины. Добрые дела и молитва приводят нас ко Христу, поэтому следует изо всех сил запасаться ими в духовной практике.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Алчущий и жаждущий – тот, кто стремится к достижению искомого. От мирских яств и напитков остается лишь куча грязи. Но тот, кто всецело устремлен к достижению Божественной Истины, кто оставил земное рассудочное мышление и всякие помыслы, обретает ее во всей полноте и насыщается совершенством безначальной и непреходящей правды, которая есть хлеб жизни, сошедший с Небес.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милостивый – тот, кто ставит благополучие ближнего выше собственного благополучия. Это жертвенная милость. Тот же, кто самоотверженно жертвует ради Бога всеми привязанностями и отдает Ему свое единственное сокровище – любящее сердце, а ближнему – свою драгоценную жизнь, мгновенно соединяется с Богом.

Человек, обретший такое милостивое сердце, жертвует всем, даже своей жизнью, ради ближнего. Желая всем спасения, он являет собой высшую милость и обретает совершенное помилование у Господа. Милостивый дружит с Господом и находит жизнь вечную.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистый – значит непорочный, не имеющий никаких смертных грехов. Это непорочность внешняя. Но тот, кто совершенно непорочен сердцем от всего тленного, от вожделений плоти и чист умом от земных представлений, дурных помыслов, в благоговейной чистой молитве напрямую зрит Бога, как Он есть. Такой человек соединяется с Ним совершенным единением и обретает богатство истинное, духовное, нетленное – совершенное богоподобие, к которому приводит нерассеянная молитва.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими

Миротворец – тот, кто в самом себе творит мир и являет его ближним. Это мир души – начальный, предварительный. Но тот, кто стяжал в своем сердце высший духовный мир – невечерний день истины, неподвластный ничему земному, находит в самом себе Царство Божие, служит Им людям и становится сыном Божиим, обретая власть над своим умом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Изгнанные за правду значит преследуемые на земле. Они заслуживают всемерного уважения. Но тот, кого не только этот мир, но и мир злобных духов поднебесных преследует за истину, воистину блажен. Царство Небесное – это Царство Истины, к которому испытывает ненависть всякое земное царство, и тем более диавольское.

Поэтому признак истины, которую мир земной и демонический не могут ни вместить, ни принять, – гонение на носителей Божественной правды. Стоящий в истине и владеющий мудростью духовного рассуждения неподвластен ничему земному и неприступен ничему демоническому и потому всецело блажен во Христе, Который есть истина.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня

Стойко терпеть поношения – великое достоинство человека. Терпеть всяческие гонения – совершенное мужество человеческого духа. Оставаться совершенно невозмутимым в труднейшем испытании души, злословии есть победа человеческой стойкости над этим миром и демоническим.

Злословие – это попытка сатаны опорочить вас. Поэтому все достойные, терпеливые и невозмутимые души блаженны во Христе, претерпевшем ради спасения всех людей поношения, злословия, гонения и даже жестокую смерть на кресте. «Если мы желаем, чтобы нас провозгласили победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя» (преподобный Исидор Пелусиот).

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/75054-zapovedi-blazhenstv-kak-ot...