Заключенным помощница. Татьяна Уютова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
О Татьяне Гримблит в 20-30-е годы ХХ века знали верующие по всей России. Сотрудники ОГПУ долго пытались понять, в чем ее феномен – ведь то, что делала одинокая слабая женщина, вызывало недоумение даже у воцерковленных людей. 23 сентября Русская Православная Церковь почтила память новомученицы. В 1937 году Татьяну Гримблит расстреляли на полигоне в Бутово.

С юности с заключенными

Будущая мученица родилась 14 декабря 1903 года в Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. По окончании гимназии она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». С тех пор вся ее жизнь была посвящена заключенным, и самой ей приходилось бывать в ссылках.

В 1920 году в Сибири завершилась гражданская война, и начались репрессии, а вскоре она стала местом заключения и ссылок. В это время Татьяна стала почти все заработанные средства, а также все, что ей удавалось собрать в храмах Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьмы, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает передач, – и тем передавала.

В 1923 году Татьяна повезла передачи заключенным в Иркутскую тюрьму. Здесь ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности, но скоро освободили. В 1925 году ОГПУ снова взяло ее под стражу, но только на неделю. После освобождения она продолжала помогать нуждающимся заключенным. В поисках нуждающихся узников она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

Ее активная благотворительная деятельность все более привлекала внимание сотрудников ОГПУ и безбожников, они собирали сведения для ареста. «Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет близких знакомых, через которых и производятся сборы», – было написано в ее характеристике.

В 1925 году последовал вызов к начальнику отделения ОГПУ, краткое следствие и первая ссылка – в Зырянский край на три года. 1 июля 1926 года Татьяну Николаевну по этапу доставили в Усть-Сысольск, а через две недели перевели в Казахстан. В декабре она прибыла в Туркестан и на память святителя Николая, 19 декабря, особое совещание постановило ее освободить. Только узнала она об этом лишь в марте 1927 года.

«Новый святой Филарет»

Тогда будущая мученица переехала в Москву и стала прихожанкой храма во имя святителя Николая в Пыжах на Большой Ордынке. В ту пору настоятелем там служил хорошо ей знакомый священник – архимандрит Гавриил (Игошкин), в общей сложности отсидевший в лагерях 17,5 лет. В столице она стала еще активнее помогать тем, кто остался «там».

Многих из заключенных архиереев и священников после лагерей она знала лично. Некоторые называли ее «новым Филаретом Милостивым» (византийский святой – вельможа, который потерял всё имущество и оставшиеся крохи раздавал бедным). Символично, что его «последовательница» родилась в день памяти святого.

В начале 30-х годов поднялась очередная волна гонений на Церковь. 14 апреля 1931 года подвижницу снова арестовали и приговорили к трем годам заключения в концлагере. На этот раз ее отправили в Вишеру Пермской области. В лагере она изучила медицину и стала работать фельдшером.

«За Бога хоть в могилу»

В 1932 году Татьяну освободили, но запретили жить в двенадцати крупных городах на оставшийся срок. После нескольких переездов в 1936 году она устроилась лаборанткой в районной больнице села Константиново Московской области.

О ее отношении к больным сегодня можно узнать только из доносов, зафиксированных в протоколах НКВД. Они были составлены после ареста святой, в 1936 году. Вот некоторые из них: «Гримблит посетила больного в госпитале, к которому она не имела отношения по медицинскому обслуживанию. На утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи и так далее. Этот факт наводит на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы». «Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжелобольного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила». «Гримблит выдачу лекарств сопровождала словами: “С Господом Богом” и крестила больных. Слабым же больным надевала на шею кресты».

Все заработанные средства и пожертвования от верующих она отдавала в помощь заключенному духовенству и православным мирянам, со всеми ведя активную переписку. А на вопрос о скудной жизни отвечала так: «Вы тратите деньги на вино и кино, а я – на помощь заключенным и церковь». «За носимый на шее крест я отдам голову, и пока жива, с меня его никто не снимет», – говорила мученица.

5 сентября 1937 года ее арестовали в момент, когда она писала письмо ссыльному архиепископу Аверкию (Кедрову), остановили на полуслове. Даже уходя в тюрьму, она сохраняла спокойствие, рассуждение и думала не о себе, а о близких. Она написала письмо подруге, в котором распорядилась, как позаботиться о матери. «Ну, всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду, – завершала мученица. – За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».

Мученицу Татиану Гримблит расстреляли на Бутовском полигоне 23 сентября 1937 года. Она погребена в общей могиле.

С юности святая мученица писала стихи. И в них она выражала свою любовь к Богу.

*   *   *

Ты милостив был и Своею рукой

Повел одиноким путем, –

Душа встрепенулась и сердцу покой

Стяжала в страданье своем.

На ниве тюремной тринадцатый год

Тебе добровольно служу;

Как юность, и молодость пусть протечет –

К ногам Твоим их положу.

Прими меня, Боже, на этом пути,

Последний этап предо мной:

Иду, мой Спаситель, помилуй, прости,

Мне в спутники Образ дай Твой.

*  *  *

«Ее душа, как чистый родник, отражала океан Божественной благодати, проливая воды милосердия на скорбящих и страждущих. Не было человека, которому она отказала бы в помощи – посылкой, письмом или передачей в тюрьму. Ее письма читали и перечитывали святители-исповедники, лучшие люди нашего Отечества, сами ставшие ныне прославленным украшением Церкви Христовой».

Архимандрит Дамаскин (Орловский)

«Православное Заволжье»

https://eparhia-saratov.ru/Articles/zaklyuchennym-pomoshhnica