А. А. Зайцев."Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему". Что такое хула на Святого Духа?
Следующее обвинение, предъявляемое А.И.Осипову, связано с пониманием того, что следует понимать под хулой на Святого Духа. Архим. Рафаил пишет:
“Г-н Осипов ...считает, что грех против Духа Святого это сопротивление очевидной истине, и он не прощается, а грех против Сына Божиего – это грех незнания и неведения, и он простится и без покаяния, поэтому, по его сотериологии, вера в Сына Божиего не обязательна для спасения, ее заменяет чувство субъективной правды” [106].
В этот “очень приблизительный” пересказ “сотериологии” А.И.Осипова нужно внести два существенных уточнения.
Процитируем самого А.И.Осипова:
“Христос говорит: "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32).
Что такое хула на Святого Духа? Святой Дух – это Дух истины. Поэтому хула на Духа Святого – это, конечно же, не просто формальное оскорбление третьей Ипостаси Пресвятой Троицы, – большинство человечества даже и не знает о христианской Троице ничего определенного. Хула на Духа Святого – это сознательное противление истине, которая очевидна для человека именно в тех условиях, в которые он поставлен Промыслом Божиим.
"Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!" (Ис. 5, 20) – говорит пророк Исаия. Сознательное противление очевидной истине – это самый страшный, самый жуткий грех, – грех, приводящий человека к полному разрыву с Богом – источником истины – и соединяющий его с ее яростным противником – сатаной. Сатана, собственно, и означает противник. Только сознательное, свободное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем.
Отсюда следует, что любой другой грех, даже хула на Сына Человеческого, то есть на Самого Христа, произнесенная в неведении того, Кто Он есть на самом деле, может быть человеку прощена при условии, что сам человек захочет быть прощенным, то есть раскается. Поэтому для тех людей, которые по не зависящим от них причинам не знают Христа, не знают истинного христианства, сохраняется возможность спасения по образу ветхозаветных праведников.
Ветхозаветные праведники приготавливались к спасению, следуя закону совести, по мере своего смирения, по мере познания самих себя, по силе пусть даже интуитивного ожидания Спасителя. По смерти эти люди, как и все дохристианское человечество, сходили в ад. Но искупительная Жертва Христа разрушила врата адовы. Сойдя в темницы адовы, Христос проповедал спасение всему содержавшемуся там ветхозаветному человечеству (1 Пет. 3, 19). Истина стала очевидной, и все праведники, то есть все, не похулившие Святого Духа, получили возможность принять Спасителя, соединиться с Ним, стать членами Его Тела – Церкви. В аду остались только те, для которых истина, правда, любовь, милосердие ненавистны и неприемлемы в принципе” [107].
Как видим, А.И.Осипов не считает, что вера в Сына Божия не обязательна для спасения, он говорит лишь о том, что для ищущих истины, правды (ср.: Мф. 5, 6), но не услышавших Евангелия при жизни (как, например, наши предки в первую 1000 лет), после смерти все же сохраняется возможность уверовать в Сына Божия, – в этом и заключается смысл сошествия Христа во ад, смысл Его проповеди в аду [108]. В то же время А.И.Осипов предупреждает:
“Однако даже и в этом случае войти в Царство, вкусив геенское “благо” вне Бога – опыт страшный. Апостол пишет: "...каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня” (1 Кор. 3; 13-15). – Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным. Для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но так, как бы из огня. Потому св. Исаак Сирин предупреждает: “Остережемся в душах наших... и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней” [109]”. [110]"
Кроме того, А.И.Осипов не считает, что грех неведения простится без покаяния, напротив, он постоянно настаивает, что “Бог спасает нас не без нас”, и простить наши грехи без нашего участия, то есть без покаяния, Бог не может.
Вновь процитируем архим. Рафаила, “пересказывающего” профессора:
“Гонители на христиан, такие, как Марк Аврелий, император-философ, могут быть прощены в будущей жизни, т.к. они считали, что христианство – это заблуждение и борьба с христианством с помощью казней и пыток – благо для империи. В то же время грехи, совершаемые сознательно, так сказать, “с открытыми глазами”, когда человек знает, что идет против Воли Божией, которая есть истина, не прощаются, т.к. это хула против Духа Святого. Однако значительная часть наших повседневных грехов — это сознательные грехи...
Возьмем другой пример — ап. Петра. Он знал, что Иисус из Назарета, предвозвещенный пророками, Христос, Сын Божий, и первый от лица апостолов произнес это исповедание, но в ночь перед распятием Христа трижды отрекся от Него, отрекся не по неведению, а сознательно, зная, что идет против истины, зная, что Тот, от Кого он отрекся — его Учитель, Спаситель и Бог. По концепции г-на Осипова, это отречение было грехом против Духа Святого, когда прощение уже невозможно ни на земле, ни на небе” [111].
Вот еще один яркий пример сознательной фальсификации. Ведь разница между “сознаваемыми, но все же по немощи совершаемыми грехами” и “сознательным и упорным противлением явной истине” вполне очевидна! Но архим. Рафаил не позволяет А.И.Осипову говорить за самого себя, он его как всегда “пересказывает”.
[106] Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 26.
[107] Цитировано по аудиозаписи лекции в МДА.
[108] Выше мы уже привели достаточное количество свидетельств, подтверждающих, что именно такого учение придерживались и св. Отцы.
[109] Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М. 1998. Беседа 41. С. 216.
[110] А.И.Осипов. Путь разума в... М. 2002.
[111] Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 23.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии