Зачем властям «филаретовский» ЕПОЦ? Игорь Круглов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Зачем властям «филаретовский» ЕПОЦ?

«Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам
в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные.
По плодам их узнаете их».

Евангелие от Матфея, 7 глава.


В последнее время широкую поддержку власти получила идея фикс главы т.н. Киевского патриархата, отлученного от Церкви раскольника Филарета (Денисенко), о создании в Украине «Единой поместной церкви» (в народе для краткости именуемой ЕПОЦ).

На фоне пропагандистской шумихи, развернутой в подконтрольных СМИ, если приглядеться, можно разглядеть суть его инициаторов. В первую очередь – самого «патриота-патриарха». Можно с разных ракурсов и точек зрения оценивать вопиющую ситуацию, сложившуюся в связи с политикой властей, «заточенной» на уничтожение канонической Украинской Православной Церкви.

Той самой «Единой, Святой Соборной и Апостольской», которую на Руси утвердил св. Креститель Владимир более тысячи лет назад и которая является неотъемлемой частью Церкви Христовой, созданной Самим Спасителем. Той самой, что является крупнейшей общиной (более 12 тыс. приходов). Той, что окормляет православных христиан в нынешнее сложное время, не делая различий на «своих и чужих», желая спастись всем душам. Одно из впечатляющих доказательств этого – Крестный ход во имя мира и любви в Украине, состоявшийся минувшим летом, невзирая на угрозы и нападки со стороны ненавистников Православия.

О печальном пути падения «патриарха» Филарета написано немало. Некогда могущественный экзарх Украины стал раскольником, преданным анафеме и не признанным ни одной из Поместных Церквей мира. Изменить ситуацию не смогли активные старания ни самого Михаила Антоновича, ни его лоббистов из высших эшелонов власти.

Не лишним будет напомнить некоторые факты его биографии, чтобы освежить в памяти контекст современных процессов в украинском Православии.

После смерти патриарха Пимена 3 мая 1990 г. местоблюстителем Патриаршего Престола был избран именно он, митрополит Киевский Филарет. После чего, по словам митрополита Никодима, он пришел к председателю Верховного совета СССР А. Лукьянову с просьбой о поддержке его на выборах нового патриарха, ссылаясь на аналогичное обещание Центрального комитета партии.

Он так был уверен в своей победе, что перед Собором даже сдал дела в Киеве преемнику. Однако Лукьянов ответил: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Времена уже изменились, и власть не имела особого желания, да и не могла оказывать давление на выбор членов Церкви, которая начала освобождаться от ее многолетнего гнета.

В результате тайного голосования 7 июня 1990 г. на Поместном Соборе в Даниловом монастыре Филарет получил всего 66 голосов, митрополит Владимир (Сабодан) – 107, а ставший патриархом митрополит Алексий – 139.

Вероятно, сей конфуз сильно всколыхнул гордыню экзарха, который верноподаннически служил Советам чуть ли не с самого начала своего продвижения по ступеням церковной иерархии. В начале 1960-х, на заре своей деятельности, Денисенко, угождая желаниям первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, способствовал закрытию Киево-Печерской лавры, изгнанию монастырской братии.

Также и в первые годы горбачевской «перестройки», когда в Украине начали выползать из щелей на свет Божий различные «конфессии» и секты, митрополит Киевский и Галицкий Филарет последовательно боролся за «единонеделимство» в Церкви, против греко-католиков и автокефалов. Идею возрождения УАПЦ полностью отвергал, утверждая, что она не имеет ни исторических оснований, ни поддержки среди народа. Еще в начале 1989 г. убеждал, что украинский язык, как язык труда и быта, не подходит для богослужебного употребления.

После неудачных для него патриарших выборов обиженный Михаил Антонович не мытьем, так катаньем, пробует выйти на первые роли – поначалу в канонической УПЦ. Но большинство иерархов, в том числе украинских, не пожелали видеть его во главе нашей Церкви. Денисенко поклялся перед святым крестом и Евангелием во время Архиерейского собора РПЦ (март-апрель 1992 г.), что не будет противостоять соборному решению. Однако клятву нарушил – за что и был позднее анафематствован.

К этому времени уже легализовалась прежде обруганная им УАПЦ, и наш персонаж решил примкнуть к ней. Правда, вскоре и там рассорился и решил заняться укреплением едва вылупившегося из яйца национал-раскольничьего монстра – Киевского патриархата, политической и коммерческой структуры, облюбованной экстремистами из УНА-УНСО и других нацистских формирований. Усилия экс-экзарха не пропали втуне: при помощи влиятельных прозападных сил КП долгие годы имеет режим благоприятствования, всестороннюю рекламную, идеологическую, финансовую и прочую поддержку. После весьма таинственной смерти в киевском ботаническом саду первого «патриарха» Владимира Романюка его заместитель Филарет получает всю полноту власти в КП.

За более чем два десятилетия своего существования КП проявил себя как агрессивную структуру, которая стремится любыми путями присвоить имущество канонической УПЦ и установить власть над душами (и кошельками) ее прихожан. Ничего общего с истинным Христовым пастырским служением деятельность фирмы Филарета не имеет. Это доказывается многочисленными возмутительными фактами действий филаретовских сторонников. Среди которых – нападения на храмы и осквернения их, избиения священников и прихожан, насилие и угрозы, кощунство и святотатство. А также горы лжи и клеветы, возводимых на УПЦ, – вплоть до надуманного обвинения святой Церкви в агрессии против Украины и сепаратизме. Теперь приватизированную «Коммерц-полит-контору» псевдопатриарх тщится сделать основой для своего же ЕПОЦа.

Для этого он предпринимает усилия ее "канонизировать", добиваясь признания КП от Константинопольского Патриархата и его предстоятеля Варфоломея. Без такого признания легализация данного «общества с ограниченной ответственностью» невозможна. А вот если бы такая "канонизация" произошла, это очень развязало бы руки и Денисенко, и киевской политической антиправославной элите, позволив начать невиданные прежде гонения на святую УПЦ «на законном основании».

Замечу, впрочем, что признание раскольничьей организации зарубежными Поместными Церквями – это абсолютный нонсенс, на который не могут пойти даже те их лидеры, кто, возможно, мечтал бы подобным образом расширить свое влияние на украинской территории.

Вернемся к вопросу, с каких ракурсов оценивать сверхзадачу и идею ЕПОЦа.

«Единственный механизм – это получение от Константинопольского Патриарха Томоса об автокефалии Киевского патриархата, – заявил Денисенко, комментируя слова Петра Порошенко о том, что Украина должна иметь свою автокефальную Церковь. – Если бы мы получили этот документ, тогда встал бы вопрос: в Украине есть две Православные Церкви, и обе признаны – и Московского Патриархата, и Киевского патриархата. Но не может быть в Украине Церкви, которая имеет свой центр в столице страны-агрессора. Логично, она не имеет права называться Украинской Церковью».

Главный раскольник предупреждает, что будет, если УПЦ КП получит константинопольский «мандат», – она начнет насильственное отнятие храмов и имущества Украинской Православной Церкви, поставленной вне закона. Он (как и поддерживающая его власть) ничего слышать не желает о Соборных Правилах предоставления автокефалии.

А они таковы. Ни одна автокефальная Церковь не имеет полномочий предоставить автокефалию какой-нибудь части Вселенской Церкви, находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви за пределами своей области – «да не смешивают Церквей» ( 2-е правило II Вселенского Собора). В истории происходило, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие решения также не признаются по закону.

Филарет же гнет свою линию: «Тогда перед приходами УПЦ встанет вопрос идентичности – российской или украинской, надо будет заново проводить регистрацию. Недавно Президент в зале Верховной Рады отметил, что в Украине не будет государственной Церкви, у всех будут равные права. Но когда перед приходами встанет вопрос выбора, какое название выбрать – украинское или русское, то ответ будет прост. Какое название выберут украинцы? Сомневаюсь, что они захотят принадлежать к Русской Церкви. Тогда присоединение приходов Московского Патриархата к Украинской Церкви неизбежно».

«Сейчас, например, они не хотят объединяться, потому что наша Церковь – неканоническая. А когда она станет канонической? Какая причина не быть в единой Поместной Православной Церкви? Поэтому произойдет объединение, таким образом сформируется единая Поместная Православная Церковь. Это не значит, что здесь не будет Русской Церкви. Она будет, потому что мы знаем, что в Украине есть приходы и граждане, которые поддерживают Россию. Но это будет сравнительно небольшая часть. А господствующей, подчеркиваю – негосударственной Церковью, будет Поместная Православная Церковь, независимая от Москвы», – заявил Денисенко.

Таким образом, «те, которые будут сторонниками Русской Церкви, будут находиться в меньшинстве». «И поэтому сейчас и наша Церковь, и Президент, работаем в одном направлении – признание Киевского патриархата как автокефальной Украинской Церкви. Второй вопрос – принятие закона о Церкви, которая имеет свой центр в столице страны-агрессора, и не имеет права называться украинской. И это реальный путь к образованию единой Поместной Церкви. Я не говорю об УАПЦ. Автокефальная Церковь присоединится, если будут присоединяться приходы Московского Патриархата, тогда будут перерегистрироваться все православные приходы», – подвел итог Денисенко.

Грубо говоря, для Филарета ЕПОЦ – орудие в деле завладения чужим имуществом и доения обманутых прихожан, оторванных с помощью государства от Канонической Церкви.

А для чего ЕПОЦ нужен украинской власти? Думается, целеполагание здесь схожее. Управление и манипуляция сознанием населения и превращение их в послушных исполнителей своей воли, якобы освященной Единой поместной церковью. Многие из «пересичных громадян» ведь не разбираются в тонкостях. Их «православие» часто начинается и заканчивается покупкой свечек и освящением пасок и куличей на великие праздники.

Причем они, эти захожане, порой понятия не имеют, чем отличается Каноническая УПЦ от раскольничьего КП, а тот – от остальных «религиозных организаций». В этой мутной воде очень удобно сделать Киевский патриархат единым религиозным центром, куда станет стекаться столь презираемая известными политиканами «биомасса», получая там «окормление» в виде псевдотаинств и «молитв». Итогом такого спектакля будет многомилионная генерация глупцов, наивно полагающих, что поклоняются они Христу, хотя на деле – самому что ни на есть антихристу.

Но бесплодная смоковница была проклята Господом. Об этом, видимо, забыли и бывший «экзарх», и его присные. Об этом забыли – а может, и не знали, – нынешние власти предержащие. Образ смоковницы – это образ фарисейского Израиля, который не признал Христа Мессией. Очень все это напоминает сегодняшнюю Украину.

Что касается Филарета, вполне можно согласиться с мнением о нем известного проповедника о. Андрея Ткачева: Филарет виноват в происходящем на Донбассе и давно перешел за грани добра и зла: «Он вообще сам с Донбасса. По-моему, этим все объясняется. Этот человек является слишком одиозной фигурой, слишком виноватым во всем происходящем, чтобы выуживать из его слов какие-то нравственные моменты. У этого человека ничего хорошего с языка давно уже не слетало. Он не знает, зачем ему это нужно. Очевидно, он попал в сеть, и ему из нее не уйти. Филарет уже не исполняет свою волю, мне кажется, давным-давно. Годы его порабощенного лукавого состояния исчисляются многими десятилетиями. Филарет – это пример великого долготерпения Божьего».

Если человек, называющий себя «патриархом», заявляет, что его земляки должны «кровью смыть грех» участия в голосовании за федерализацию, если он спекулирует на крови тысяч погибших в братоубийственной войне – в том числе невинных детей, стариков, женщин, можно представить, до какой степени падения он дошел. Столь ужасными представляются и плоды «филаретовского» ЕПОЦа, при помощи которого он и его властные кураторы надеются подчинить себе народное сознание.

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19).

http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/zachem-vlastyam-filaretovsk...