Зачем целовать иконы? Ирина Языкова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Зачем люди целуют иконы? Неужели недостаточно перед ними просто молиться? Откуда взялась эта традиция? Может быть, таким образом передается благодать? Но некоторые иконы закрыты стеклом. Может ли благодать передаваться через стекло? Елена

Отвечает искусствовед, кандидат культурологии, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина ЯЗЫКОВА:

— Дорогая Елена! Иконопочитание в Православии имеет разные формы, в том числе и целование икон. Но прежде всего нужно вспомнить, что такое икона. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего». Предстоя иконе, которую видим физическим зрением, мы реально предстоим Тому, Кто доступен лишь зрению духовному. И потому, как говорили святые отцы, «честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Когда мы целуем икону, через видимое мы прикасаемся к невидимому. Но святые отцы подчеркивали, что мы поклоняемся не доске и краскам, а Тому, кто написан на этой доске. Христианская традиция многое восприняла из культуры Римской империи, наследницей которой была Византия. Например, канонические одежды Христа на иконах пишутся по типу императорских одежд. Так же и целование иконы восходит к целованию края ризы императора (на Западе сохранился обычай целовать туфлю Папы).

В иконе мы целуем не лик, это не принято. Целуя поле иконы, мы целуем край ризы святыни. Многие иконы «съедаются» благочестивыми прихожанами. Чтобы этого избежать, приходится закрывать иконы стеклами. В древности этому же служили ризы, которые воспринимали как ковчег для святыни. Но можно и без стекла и без оклада сохранить икону, если правильно к ней прикладываться.

Когда мы целуем икону, мы воздаем честь Господу. Если мы целуем образ с целью обретения благодати, это — язычество. Как пишет Евгений Трубецкой, «к иконе надо относиться как к высочайшей особе: было бы дерзостью заговорить с нею первым, нужно стоять и терпеливо ждать, когда она соизволит заговорить с нами». И если мы так подходим к иконе, мы и можем лишь почтительно прикоснуться губами к краю священной ризы в знак нашего глубочайшего почтения к Первообразу.


Источник: Нескучный сад