Зачем рождаются слепыми?
Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пытались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Исцеление слепорожденного. Оптина пустынь, фреска. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может де-лать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
(Ин.8.1-38).
— Шестая неделя по Пасхе посвящена воспоминанию одного из величайших чудес Христовых — исцелению слепорожденного. В Евангелии от Иоанна описание этого события занимает целую главу (Ин. 9). И это при том, что в Новом Завете описано множество чудес, совершенных Спасителем, и большинство из них — именно исцеления. Есть среди них и исцеления слепых. Чем же так выделяется данный случай?
На этот вопрос дает ответ сам исцеленный: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному" (Ин. 9: 32). Чудо это поразило иудеев. Не случайно, когда Христос приходит в Вифанию, собираясь совершить величайшее из Своих чудес — воскресить четверодневного мертвеца — Лазаря, некоторые, видев Его скорбь об умершем, говорят: "Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?" (Ин. 11: 37). И не случайно эти чудеса совершаются незадолго до Страстей и Воскресения Христовых — такое может совершить только особенный Человек. Но Кто Он, если не обещанный пророками Мессия? Приближается время, когда Ему надлежит явить Себя всем, и дела, которые Он творит, — лучшее свидетельство Его достоинства и посланности Отцом (Ин. 5:36).
Начинается же повествование об этом чуде с вопроса апостолов — увидев рожденного слепым, они недоумевают: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин. 9:2). По представлениям древних, болезнь есть наказание за грех. Этот же несчастный уже родился слепым, т. е. наказанным Богом, но за что? Ведь он еще не успел согрешить, но уже наказан. Может быть, виновны родители, ведь, по слову Моисея, Бог наказывает "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20:5).
В более общем виде такое представление (апостолы лишь выражают общепринятое мнение) сводится к теории земного мздовоздаяния: за преступлением сразу же, здесь, на земле, следует наказание; добродетель также вознаграждается в этой жизни, прежде всего -- богатством. Отсюда и изумление учеников словам Христа: "Трудно богатому войти в Царство Небесное". Тогда "кто же может спастись?" (Мф 19. 23, 25). Если богатый=благочестивый не может спастись, тогда кто же вообще на это способен?!
Эта же теория озвучивается и друзьями Иова, которые, увидев праведника пораженным такими несчастьями, сильно испугались — что же может случиться с ними, далекими от благочестия Иова (Иов 6:21). И друзья находят выход из этой, казалось бы, тупиковой для них ситуации — раз наказан, — значит, согрешил. Пусть покается — и будет прощен и, следовательно, снова богат и благополучен. Но Иов, хотя отчасти и сам придерживается этой теории, восстает против такого понимания вещей — он не знает за собою греха, соответствующего такому наказанию, следовательно, причина его страданий иная. И ни призывы к покаянию и обличения трех друзей, ни речи Елиуя не могут объяснить праведнику, за что он страдает, пока не является Сам Бог, открывающий, что Иов страдает не за что, а для чего — чтобы познать Бога, приблизится к Нему, ибо "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).
Подобным образом Христос открывает Своим ученикам, что "не согрешил ни он, ни роди-тели его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:3). Впрочем, этот ответ лишь отвергает грех самого слепца или его родителей как причину его страдания, но не открывает нам тайны промысла Божия — не просто ради славы Божией страдает этот слепец (как и родители его), но и ради того, чтобы познать своего Творца, Его благость и милость. Так, по слову блаж. Феофилакта Болгарского, «слепота послужила ему на добро, так как чрез исцеление от нее он познал истинное Солнце Правды». Впрочем, зная премудрость Божию, можем утверждать, что человек этот был лишен до времени зрения и ради чего-то еще, не открытого в Евангелии.
"Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" (Ин. 9:4). Христос послан на землю, прежде всего, чтобы проповедовать людям грядущее спасение и совершить самое дело спасения. Но приходит Он "к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:6) и для того, чтобы "исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы" (Ис. 61: 1), являть милость не только всему человечеству, но и отдельным людям, нуждающимся в ней. И с Его пришествием "народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис. 9:2). Ибо доколе Он в мире, Он Сам свет миру (Ин. 9:5).
"Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин. 9: 6—7).
Интересно, что Христос совершает это чудо не по просьбе самого слепца или его друзей, или родителей, -- всем им кажется совершенно невозможным такое исцеление. И потому Христос Сам приходит к страждущему. Необычен и способ, которым Он совершает это чудо — не через возложение рук или слово, но помазывая слепому глаза брением (грязью), полученным от плюновения на землю. По мысли свт. Иоанна Златоуста, Христос делает это для того, чтобы послать слепого умыться в Силоамской купели и явить Иудеям его веру. Брение же понадобилось затем, чтобы явно было, что исцеляет не вода Силоамского источника, но сила, исходящая из уст Христовых. Но не случайно избирается именно этот источник, ибо, по пояснению самого евангелиста Иоанна, Силоам означает «посланный» (Ин. 9. 7). И название это относится не только, да и не столько к самому слепцу, сколько ко Христу, посланному от Отца.
Пока слепорожденный шел к источнику, многие видели его глаза, помазанными брением, что должно было снять у неверующих все подозрения. Когда же он умылся и пришел зрячим, то среди знавших его возникла распря — тот ли это человек, который был слепорожденным, или только похожий на него? "Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел" (Ин. 9: 9—11).
Необычайность чуда мешала знавшим этого слепого нищего признать его поразительное исцеление. Отсюда и вопрос: "Как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел". Но вопрошавших этот ответ, такой простой, не удовлетворил. Особое подозрение вызвал тот факт, что исцеление совершилось в субботу, что послужило поводом обратиться к фарисеям, почитаемым народом праведникам, знатокам и толкователям закона Моисеева. Фарисеи особо почитали субботу, усугубляя закон запретом любых дел в этот день, даже ограничивая передвижение человека. Когда же услышали, что Иисус исцелил в субботу, да еще сотворив брение и послав исцеляемого идти на Силоамский источник, т. е. несколько раз нарушив покой субботы, фарисеи пришли в негодование: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы". Впрочем, некоторые говорили и иначе: "Как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря". И как не могли сойтись во мнении относительно сего Чудотворца, спрашивают самого исцеленного: "Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк".
Но ни необычайность чуда, ни свидетельство самого слепорожденного не были достаточными для уверения тех, кто не желал верить. Мыслили же они так или по неразумному пристрастию к своему собственному толкованию закона, или же из зависти. Почему этот Проповедник и Чудотворец не к ним, праведникам, обратился, не рассказал им, Кто Он такой, не предъявил Свои права, -- что может с полным основанием творить всякие чудеса, не с их согласия учит и исцеляет, да еще их же, благочестивых, обличает? Но в рассуждениях своих и неверии своем зашли они в тупик, никак не понимая, как объяснить этот упрямый факт -- исцеление слепорожденного, имевший, к тому же, множество свидетелей. И тогда решили пригласить родителей исцеленного — не обманывает ли их этот слепец, не найдут ли здесь лазейку, чтобы не принять чуда и обвинить Чудотворца. Тем более, что народ боялся иудеев, "ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги". Но, хотя и боялись родители исцеленного иудеев, но все же свидетельствовали: "мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет". Истину не отвергли, но и Христа побоялись защищать. Впрочем, свидетельство родителей только подтвердило совершенное чудо.
Но злоба и зависть фарисеев были столь велики, что и очевидное и великое пытались они опровергнуть. Потому вновь призывают исцеленного: "Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник" . В лице бывшего слепого они справедливо видят проповедь о Сотворившем чудо и такими словами пытаются заставить Его умолкнуть. На что прозревший справедливо замечает: "Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?". Но своим упрямством в нежелании признать очевидное добились вопрошавшие лишь того, что слепорожденный только утвердился в своем мнении: "Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?" "Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он". Но если бы подлинно были Моисеевыми учениками, то не пытались бы убить Того, Кого послал Бог, говоривший с Моисеем, о Ком писал Моисей. Впрочем, писал Моисей и о них самих: "А кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот (т. е. Христос — пд. И. Ш.)] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу" (Втор. 18: 19). Сознает это и сам исцеленный, окончательно разочаровавшийся в фарисеях и порывающий с ними: "Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепо-рожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" . Не имея, что ответить бывшему слепцу по сути, отсылают его фарисеи со словами: "Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?.
Но как исцеленный уже высказал желание стать учеником Того Человека, то и Христос приходящего к Нему не изгоняет вон (Ин. 6:37), но Сам отыскивает и открывает ему Истину: "Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему". Так прозрение телесное завершается прозрением духовным. Тот, кто раньше не видел света солнечного, обрел истинный свет, Который "пришел в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме" (Ин. 12:46).
http://www.nsad.ru/articles/zachem-rozhdayutsya-sleporozhdennymi
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии