ЗАЧЕМ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАНОНЕ АНДРЕЯ КРИТСКОГО И ДЕЛАТЬ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ?
Человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.
– Отец Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост. И о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?
– В соблюдении Великого Поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко, в Посту, как не странно это прозвучит, предаются крайностям. Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, кто-то, наоборот, почти с первых дней начинает искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации. Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в посту у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее. Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «а что же Вы хотите кушать в посту?», прихожанка отвечает: «молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.
Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прикладывать усилия к искоренению своих дурных наклонностей. Важной частью правильного соблюдения поста является дела милосердия. И конечно же святая Четыредесятница время сугубой молитвы. Уже первая седмица Поста задает молитвенный настрой. Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.
- А каков смысл канона прп. Андрея Критского?
– Смысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни согласно учению Христа. Канон большой – в нем порядка 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию. В каноне огромное количество ссылок, примеров, аллюзий на Священную историю. На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже не смотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.
В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, исполняя свои страсти, становится идолом для самого себя. Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим. Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.
– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?
– В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится «невольник не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т.п. Вот как раз желание быть причастным богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.
Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет ищет возможности, а кто не хочет ищет причины».
В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.
– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.
– Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.
Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств, не во всех храмах она присутствовала.
Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста прихожане Киево-Печерской Лавры, и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/zachem-prisutstvovat-na-kanone-andreya-krits...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии