Зачем пришел Святой Дух? Сергей Чурсанов
Что онтологически нового для человека в том, что ему был ниспослан Святой Дух? Что изменилось в апостолах? И как нам воспринять дары Святого Духа?
Святой Дух. Собор Святого Марка. Венеция. Мозаичный свод. Фрагмент. XI в.
Без Кого нельзя молиться
Как поясняет святитель Григорий Богослов (329–389), Бог открывает Себя человеку постепенно: «…Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностию Сына; Новый [Завет] открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (Григорий Богослов, свт. Слово 31 «О богословии пятое, о Святом Духе» // Григорий Богослов, свт. Собрание творений. М., 1994. С. 458). Эту постепенность святитель Григорий объясняет тем, что, снисходя в Своем Откровении к слабости человека, Пресвятая Троица соотносится с его возможностями: «Не безопасно было прежде, нежели проповедано было Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедию о Духе Святом» (Там же).
В прощальной беседе с учениками (Ин. 14–16) Христос говорит о Святом Духе: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, — продолжает Спаситель, — научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Святой Дух, обещает Христос, «будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13–15), — заверяет Иисус. Поэтому евангелист Иоанн утверждает, что отрицать, «что Иисус есть Христос» может только «лжец… антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2, 22).
Святой Дух, Которого Иисус обещал послать Своим ученикам после искупительного подвига, Воскресения и Вознесения, сошел на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1–4). Именно Святой Дух призывает каждого человека к Богу, через таинства Крещения и Миропомазания вводит его в Церковь как Тело Христово (Кол. 1, 24), в таинстве Евхаристии сообщает ему полноту бытия в единстве со Христом как Главой (Еф. 1, 22–23; 5, 23) и с христианами как членами (Рим. 12, 15; 1 Кор. 12, 12–27; Еф. 5, 30) церковного организма.
«…Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), — свидетельствует апостол Павел. Другими словами, именно Святой Дух дарует человеку полноту единства с Иисусом, означающую отношение к Нему как к Господу, то есть к Тому, Кому христианин стремится вверить и себя, и всю свою жизнь, и всех своих близких. Без действия в человеке Святого Духа невозможно молитвенное общение с Отцом и Сыном. Как поясняет апостол Павел, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).
Таким образом, Святой Дух являет человеку Христа и соединяет с Ним. Через Христа человек восходит к Отцу (Ин. 12, 44–45; 14, 6–11).
При этом особенность Святого Духа заключается в том, что подавая человеку всю полноту боговедения, Сам Он как Третье Божественное Лицо остается неявленным. Один из самых известных православных богословов XX века Владимир Николаевич Лосский (1903–1958) характеризует эту особенность образа действия Святого Духа следующим образом: «Если в кенозисе (уничижении. — прим. С. Ч.) Сына нам явилось Лицо, в то время как оставалось сокрытым под “зраком раба” (см. Флп. 2, 5–11. — прим. С. Ч.) Божество, Святой Дух в Своем сошествии являет общую природу Пресвятой Троицы, но сокрывает под Своим Божеством Лицо» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 127).
Раскрывая смысл этой личной сокровенности Святого Духа, В. Н. Лосский указывает: «Он пребывает не откровенным, как бы сокрытым в Своем даре для того, чтобы сообщаемый Им дар был полностью нами присвоен» (Там же). Ссылаясь на слова апостола Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4, 6), В. Н. Лосский далее поясняет, что Святой Дух «таинственно отождествляется с человеческими личностями, Он как бы становится на место нас самих» (Там же. С. 130). «Следовало бы скорее сказать, — продолжает В. Н. Лосский, — что Дух Святой как бы отступает, как личность, перед тварными личностями, которым Он присваивает благодать» (Там же).
Почему не каждый христианин несет в себе «дух мирен»?
Каким же образом современный человек может воспринять Святого Духа по образу Его восприятия апостолами в праздник Пятидесятницы? Ведь Святой Дух, хотя и заботится вместе с Отцом и Сыном о каждом человеке, не сходит на всех людей «автоматически». Ответ на этот вопрос дает православная экклесиология, то есть учение о Церкви и том глубинном преображении человека, высшие Божественные дары для которого сообщаются в таинствах, совершаемых в ней.
Человек соединяется со Святым Духом предельно глубоким онтологическим образом в таинстве Миропомазания, совершаемом сразу же после таинства Крещения. «Святой Дух, сошедший на учеников в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве святого миропомазания» (Там же. С. 128), — пишет В. Н. Лосский. Подчеркивая полноту онтологического преображения, даруемого человеку при его вхождении в Церковь, протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) называет таинство Миропомазания «личной Пятидесятницей» (Шмеман Александр, прот. Водою и Духом. Гл. 3.2). «…Новизна и особенность этого таинства, — поясняет отец Александр, — заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар» (Там же).
Единство со Святым Духом, сообщаемое человеку в таинстве Миропомазания, столь полно, что христианин по образу Христа тоже становится носителем Святого Духа, так что по слову Спасителя из его «чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Об этой полноте восприятия Святого Духа христианами Иисус говорит и в беседе с самарянкой: «…Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Почему же не каждый христианин несет в себе «дух мирен», сообщаемый Святым Духом и ведущий к тому, что, согласно широко известным словам преподобного Серафима Саровского (1754–1833), тысячи вокруг него спасаются? Эта ситуация объясняется тем, что Святой Дух не навязывает Себя человеку, не действует принудительно.
«Дух Божий, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993), — смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе и тем приобщить Своей Божественной вечности» (Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999. С. 50). «…Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17), — утверждает апостол Павел. Стать реальным носителем Святого Духа можно только свободно открывшись Ему и Его дарам, только вступив с Ним в общение (2 Кор. 13, 13). Как свидетельствует отец Софроний: «Животворящий Дух Божий посещает нас, когда мы пребываем в состоянии смиренной открытости для Него. Он не насилует нашей свободы; Он окружает нас Своей нежной теплотой; Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Его любовь смиренная; Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви» (Софроний (Сахаров), архим. О молитве. Эссекс; Сергиев Посад, 2007. С. 12).
При этом вступить в общение со Святым Духом человек может не иначе, как отказавшись от всего того жизненного наполнения, от всех тех мотивов, ценностей и установок, которые связаны с эгоистической замкнутостью и несовместимы, поэтому, с полнотой любви к Богу и людям, явленной и заповеданной Иисусом Христом.
Более двух с половиной тысяч лет назад возвещал Святой Дух волю Божию через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55, 1). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17), — взывает исполненный Святого Духа евангелист Иоанн, приближаясь к завершению последней из книг Священного Писания — Апокалипсиса.
Сергей ЧУРСАНОВ, доцент кафедры Систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, кандидат философских наук.
http://www.nsad.ru/articles/zachem-prishel-svyatoj-duh
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии