Зачем православные постятся в августе. Протоиерей Владимир Долгих
У православных начался Успенский пост – короткий, но строгий. Летом хочется расслабиться, отдохнуть, съездить на шашлыки – а тут пост, да еще и второй за сезон.
Нынешним летом у нас случился только месяц без поста. Мне приходилось сталкиваться с рассуждениями, мол, зачем нужно летом аж два поста? Успенский пост вошел в устав позже остальных, относительно его продолжительности были споры, так как приходится говеть на столь значительный праздник как Преображение, не проще ли поститься где-нибудь осенью, когда уже достаточно прохладно и т.п. В подобных размышлениях есть некоторое рациональное зерно, однако подлинная причина их появления связана, скорее всего, не с попыткой осмысления происходящего, а с банальным чревоугодием. В конце концов, христиане же не перестают молиться в выходные дни или во время отпусков, да и умереть в эти периоды тоже можно – как потом будем оправдываться перед Богом?
Успенский пост и в самом деле вошел в Устав позже остальных – его окончательная фиксация произошла на Константинопольском соборе 1166 года. Однако, дабы нам неповадно было ссылаться на «новизну» поста, стоит помнить некоторые исторические особенности его формирования.
Общеизвестно, что для тех, кто по объективным причинам не постился Четыредесятницу, летом был установлен компенсаторный пост. Как правило, его мы привыкли отождествлять с постом Петропавловским, но это не совсем правильно. Изначально компенсаторный пост начинался в воскресенье Всех святых, т.е. через неделю после Пятидесятницы и заканчивался аж на Успение. Получается, что христиане могли поститься практически все лето и не жаловаться на летние ограничения. Собственно об этом и говорится в сочинении IX века «О трёх четыредесятницах», приписываемого преподобному Анастасию Синаиту.
«Кто, будучи облечен бренною плотию, и находясь в сем мертвенном теле, кто, даже на высшей степени совершенства, может быть так уверен в своих силах, чтобы почитать себя вне опасности со стороны обольщений плоти?»
Постепенно, по немощи человеческой, период летнего говения был сокращен – фактически выпал месяц июль. Из первой части компенсаторного поста образовался Петропавловский пост, а из второй – пост Успенский. Естественно, что это не был единообразный процесс, в различных регионах формировались разные традиции, но суть, думаю, ясна. Учитывая, что сегодня и святую Четыредесятницу мы не соблюдаем с большой строгостью, летнее воздержание нам будет однозначно полезно.
Хорошие мотивационные рассуждения для соблюдения поста можно найти у святителя Льва Великого: «Кто, будучи облечен бренною плотию, и находясь в сем мертвенном теле, кто, даже на высшей степени совершенства, может быть так уверен в своих силах, чтобы почитать себя вне опасности со стороны обольщений плоти?», – спрашивает он. Конечно же, мы не решимся положительно ответить на поставленный вопрос относительно самих себя. Тем более, когда на улице тепло, когда хочется на пляж, хочется отдохнуть, вкусно покушать и пр. – соблазны только возрастают. И вот в этот период, скажем так, усиления искушений, Церковь одергивает нас, самим Уставом не допуская духовного расслабления. Пусть даже до этого в христианской жизни у нас уже были некоторые победы, это же не значит, что не нужно стремиться к новым.
Прошла середина лета, когда поста не было, отсюда, считает святитель Лев, стоит снова потрудиться, «чтобы благочестивым воздержанием наказать себя за то, что, может быть, по неумеренной свободе и необузданному произволу, мы позволили себе среди радостей празднеств».
Во время поста в душе водворяется мир, да такой, что ссориться ни с кем не хочется, ни болтать лишнее и кажется, что и умереть сейчас не страшно. Это все проявления действительно чудесных плодов поста.
Пусть каждый вспомнит ту, легкость, какую мы приобретаем во время Великого поста, особенно уже ближе к Воскресению Христову. Да, дается она нелегко, поначалу бывает весьма трудно, но ведь по мере говения количество сил, употребляемых для ограничения себя, постепенно падает, поститься становиться проще, затем и не хочется, чтоб пост заканчивался, а после праздников мы за ним и вовсе скучаем.
Во время поста в душе водворяется мир, да такой, что ссориться ни с кем не хочется, ни болтать лишнее и кажется, что и умереть сейчас не страшно. Это все проявления действительно чудесных плодов поста. Святитель Иоанн Златоуст напоминает нам, что пост «изгоняя пресыщение и надменность, обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает тяжесть вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства… Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду».
Успенский пост – это не «марафон», но «спринт» в христианском деле говения. Он короткий и на этой короткой дистанции требует максимальной выкладки. Здесь нет времени на раскачивание и привыкание, потому, помня, что помимо продуктовых ограничений, нужны еще и духовные плоды, изменения к лучшему, давайте «пробежим» этот летний пост достойно, чтоб потом не было стыдно перед нашей неизменной заступницей Пресвятой Богородицей в день ее личной Пасхи.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/90139-zachem-pravoslavnyje-posty...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии