Зачем нужен пост, если христианство — это свобода?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Пост и свобода

Христианство — это свобода. Христос освободил нас от рабства греху, и поэтому — от рабства закону тоже. Для чего же в Церкви существует такая «несвобода», как пост? Ведь значительную часть года православные христиане проводят в сплошных ограничениях: это нельзя есть, то нельзя смотреть…

Отвечает священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма г. Горловка:

— Да, действительно: христианство проповедует свободу, а пост её ограничивает. Противоречие? — отнюдь нет. Чтобы не испытать чувства растерянности и безысходности, следует разобраться в некоторых вещах.

Какую, собственно, свободу проповедует Церковь, что есть настоящая свобода?

Свободу обычно понимают как возможность высказывать своё личное мнение, самостоятельно решать, как жить, где работать (и работать ли вообще), что есть, с кем общаться, как проводить свободное время и так далее. Именно такую свободу гарантирует своим гражданам любое суверенное государство. Но это вовсе не означает, что эти граждане могут беспрепятственно пойти и ограбить банк, украсть что-то или причинить кому-нибудь вред. Существует закон, который теоретически запрещает какие-то действия. А для того, чтобы этот закон соблюдался практически, есть специальные службы органов власти. И если человек всё же нарушает закон, то его объявляют преступником и лишают свободы.

Такая мера необходима потому, что свобода в этом случае для преступника становится губительной. Он употребляет её во вред окружающим и самому себе. Однако следует заметить, что ограничение свободы не решает проблему преступности в самом её корне — это лишь вынужденная мера. Поведение преступника от этого не изменится, стоит только дать ему свободу — и он снова будет повторять старые ошибки. Значит, проблема коренится глубже, она заключена в самом человеке.

Довольно часто можно наблюдать следующую картину: человек совершил ошибку, осознал это и решил больше её не повторять. А через какое-то время снова наступил на старые грабли.

Почему так происходит? Потому что он не смог совладать с собой, внутри него появилась некая привычка. И постепенно эта привычка будет расти, пока совсем не поработит себе силу воли человека. Он становится как бы зависим от неё. А если человек кем-то порабощен или от кого-то зависит, то он уже не свободный.

Интересно заметить, что конституция любого государства — это своеобразная юридическая интерпретация заповедей Закона Божия, которые пророк Моисей получил от Господа на горе Синай. Нарушение государственного закона называется преступлением, а нарушение Закона Божьего — грехом. Отличие состоит в том, что грех — более широкое понятие, нежели преступление. Преступлением, как правило, называют определённые физические действия человека. Грех же можно совершить словами и даже мыслями.

А почему так жёстко? Почему грехом называют не только воровство, но даже желание завладеть чем-то чужим? И почему нельзя не только наносить физический вред человеку, но даже оскорблять его словами или плохо о нём думать?

Дело в том, что с этих самых мыслей, слов и желаний начинаются преступления. Например, человек совершает кражу. Её ведь зачастую нельзя назвать непроизвольным действием. Напротив, это хорошо подготовленное преступление. И прежде чем его совершить, вору необходимо хорошенько всё обдумать: как, что и где украсть. Но грех начинается намного раньше — с того момента, когда будущему преступнику захотелось получить чужие деньги или вещи. Он начинает думать: «Вот у них есть, а у меня нет!», появляется зависть. В конце концов он приходит к выводу: а почему бы не попробовать украсть? И если человек вовремя не опомнится, то эта мысль им полностью завладеет, и он, как раб на поводке, пойдёт и совершит кражу.

Свободу от именно этого рабства и проповедует Церковь. Но греховное начало действует в человеке помимо его воли. Нам довольно успешно удаётся следить за своими поступками, тяжелее следить за словами и уж куда сложнее — за своими мыслями и желаниями. Никакая физическая сила в этом не поможет, здесь нужна сила духа. Если человек духовно слаб, то ему стоит попробовать стать немного сильнее. Как это сделать? Православная Церковь даёт нам рецепт.

Чтобы освободиться от греховного рабства, она предлагает нам добровольно ограничить свою свободу в той области нашей жизни, где мы наиболее часто согрешаем. Например, если человек завистлив, раздражителен, несдержан в желаниях, то ему нужно постоянно следить за тем, чтобы подобные мысли не посещали его. Если человек привык осуждать, сквернословить или много попусту разговаривать, то ему нужно следить за своей речью. Если у человека много времени забирают телевизор, компьютер и развлечения, то ему стоит несколько ограничить себя в этом, и тогда появится время для того, чтобы вспомнить о Боге, о своей душе, о молитве и о добрых делах. Это и называется постом. Сюда же входит и ограничение себя в пище.

В наше время почему-то именно этой стороне поста уделяется большая часть внимания. Потребность в еде, равно как и в воде и сне, жизненно важна для человека. Это то, что мы должны делать каждый день. Известно, что недостаток или отсутствие питания может привести к серьёзной болезни. Но излишества или чрезмерное употребление пищи тоже приносят вред здоровью человека, в том числе и духовному.

Между питанием и борьбой с грехом можно также усмотреть некоторую психологическую связь. Еда на столе всегда считалась символом благосостояния. По количеству и качеству еды можно было косвенно судить об уровне жизни человека. Если каждодневный стол изобилует множеством дорогих и изысканных блюд, значит хозяин — или богатый, или очень несдержанный человек. Если он ест всегда простую и скромную пищу, значит, и жизнь его такова. Наполнение стола словно накладывает отпечаток на поведение человека: если можно есть всё, значит, и делать можно всё, и наоборот.

Вывод таков: если мы ограничиваем себя в некоторых видах пищи, то мы постоянно об этом помним и следим за собой, чтобы не нарушить пост. Возникает необходимость постоянного самоконтроля. Такое состояние должно напоминать нам о том, что кроме мяса нельзя что-то ещё. Нельзя раздражаться, завидовать, осуждать, сквернословить, и так далее. Здесь работает принцип ретивого коня: его всегда держат в узде, чтобы он перестал брыкаться и начал слушаться хозяина. Мы обуздываем нелепые желания своего тела, чтобы оно перестало командовать над нашим духом. Вот в чём здесь основная связь.

СПРАВКА

Аскетика — раздел православного богословия, который рассматривает способы борьбы с грехом и пути исцеления падшей человеческой природы. Поскольку каждый живущий на земле человек болен грехом и подвержен страстям, к аскезе — самоограничению для борьбы с ними — призваны не только монахи или священники, но все христиане.

Способы борьбы:

  • молитва;
  • пост;
  • частая исповедь и причащение;
  • неприятие греховных помыслов и откровение помыслов духовнику, совет с опытными духовно людьми;
  • труд;
  • поклоны;
  • регулярное чтение Священного Писания;
  • изучение святоотеческих трудов о духовной жизни;
  • совершение дел, противоположных греху (например, если одолевает жадность — рекомендуется чаще подавать милостыню).

Аскетика

Главная цель аскетического делания — не просто борьба с грехом, а соединение со Христом и обожение. Аскеза не имеет ценности сама по себе, отдельно от этой цели. Греческое слово «аскеза» переводится как «подготовка, упражнение». Соблюдение поста — это лишь средство, упражнение в жизни христианина. Только соединившись с Богом, человек может избавиться от страстей, которыми его искушает диавол.

В то же время, спасение и обожение достигается не совершением определённого количества поклонов, чтением Священного Писания или соблюдением постов — нас ведёт ко спасению Господь, видя наше усердие в борьбе с грехом.

Пост — это жертва Богу. Хотя в аскетике часто говорят об «умерщвлении плоти», святые отцы учат умеренности в соблюдении телесного поста. Умеренность, как и воздержание, — это одна из добродетелей. Призывая к «умерщвлению плоти», святые отцы и учителя Церкви говорят об умерщвлении страстей и пороков, которые в аскетике называются термином «греховная плоть», а не о доведении своего тела до болезни или смерти чрезмерным постом или длительным стоянием на молитве.

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит по этому поводу: «Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить её и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу» («Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», гл. 5). А Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Аскеза — это вовсе не „жизнь в пещере и постоянный пост“, а способность регулировать свои инстинкты».

Пост телесный не имеет смысла без поста духовного  — покаяния и воздержания от всего, что может подтолкнуть человека к греху. Главный итог поста — он должен научить нас избирать впечатления, информацию, свободно выбирать добро и отказываться от греха, каким бы соблазнительным он ни представлялся.

Подготовили Екатерина Щербакова и Мария Цырлина

http://gorlovka-eparhia.com.ua/zachem-nuzhen-post-esli-hristianstvo-eto-...