Зачем нам «праздник влюбленных», если Церковь проповедует о любви каждый день?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Зачем нам «праздник влюбленных», если Церковь проповедует о любви каждый день?

Современный мир в лице Запада предлагает нам новоявленный праздник — День влюбленных. Прилавки магазинов пестрят «валентинками», молодежь и школьники с нетерпением ждут этого дня, чтобы обменяться подарками и признаниями. Но в чем суть этого праздника? Как отличить истинную любовь, о которой говорил Господь и апостолы, от страсти? Разобраться в сути «Дня святого Валентина», определить его ценность и необходимость для православных христиан нам помог протоиерей Илья Манита, настоятель Свято-Сретенского храма г. Одессы.

- Отец Илья, как православным христианам относиться к так называемому Дню влюбленных? Есть разные мнения, в том числе и очень радикальные…


- Для православного христианина первый критерий любого праздника — Евангелие. Господь через Евангелие, обращаясь к каждому человеку, говорит: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Праздник любви — это не один день в году, когда по западному обычаю происходит некая феерия с обязательными признаниями друг другу, а ежедневное несение креста. Сейчас понятие любви очень исковеркано, чаще имеется в виду ее плотское понимание, в то время как на деле любовь должна проявляться во всем. На Западе много говорят о любви, но в действительности ее очень мало. Поэтому там люди чувствуют себя одинокими и суицидов происходит больше, чем в странах, где христианство не номинальное, а настоящее, где любовь проявляют в действиях, а не на словах.

А праздник, называемый «Днем влюбленных», это бизнес. В этот день продают те побрякушки, которые не продавались в течение года, что для государства и бизнесменов очень выгодно. У многих людей на Западе ассоциации с Рождеством — купить подарок, подарить его, погулять и забыть. Очень маленький процент знает, в чем смысл этого праздника. Так же с новоявленным праздником влюбленных. О любви можно много говорить. Апостол любви Иоанн Богослов очень много в своих посланиях говорит о любви. Есть предание, что в старости он говорил одни и те же слова: «Дети, любите друг друга». Но в чем, согласно Евангелию, заключается любовь? Апостол Павел говорит, что муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь. А как Христос возлюбил Церковь? Даже до Креста, даже до распятия. Апостол говорит: «тяготы друг друга носите и так исполните закон Христов», то есть проявление любви в том, чтобы тяготы друг друга нести, а не раз в году сказать: «Я тебя люблю».

Празднование «Дня влюбленных» пришло к нам с Запада, из Америки, и ничего общего с любовью в православном ее понимании там нет. Апостол Павел говорит, что любовь — это долготерпение, кротость, смирение, а там о совершенно противоположной «любви» говорится, там говорится о страсти.

- Сегодня этот день отмечают даже в школах. Что говорить ребенку: как вести себя среди сверстников в этот день, как относиться к «валентинкам»?


- Мне кажется, если родители духовно умудренные люди, они всегда могут объяснить ребенку историю этого «праздника», его суть и почему христианин должен его избегать. Не нужно демонстративно уходить со словами: «Я православный и даже слышать не хочу об этом дне!». Ребенок может объяснить друзьям, почему он не считает это большим праздником или вообще праздником. Моей дочке скоро 15 лет, я ей говорю простыми словами, что это за «праздник». Понятное дело, в школе они друг друга поздравляют, она приносит домой «валентинки», но относится к ним не так, как мирские люди.

«Праздник» — от слова «праздность», и в Великом посту мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». На первое место среди тех вещей, с которых начинается падение человека, преподобный Ефрем Сирин ставит именно дух праздности. Занятый человек не будет находиться в греховном состоянии, а пребывающий в праздности, как правило, заканчивает страшным падением. «День святого Валентина» — это именно праздность мира сего.

- А был ли на самом деле такой святой — Валентин или это легенда?


- В нашей Церкви целый сонм мучеников, исповедников и даже тех святых, которых мы не знаем. Пророк Илия когда-то в молитве говорил Богу, что он один-единственный остался верен Ему, и Господь сказал: «еще семь тысяч мужей Я сохранил, которые не преклонили колена пред Ваалом», то есть было еще семь тысяч людей, тоже служивших Богу, которых Илия не знал. Поэтому возможно, что многих святых мы не знаем, но такого святого Валентина, как в католичестве — «покровителя влюбленных» в Православной Церкви нет. В православном мире почитается святой мученик Валентин, но его память празднуется не в этот день, и он никак не связан с тем, о чем сейчас проповедует католическая церковь. Все святые отличались особой любовью, но это не та любовь, о которой сегодня говорится по телевизору, это любовь ко Христу.
Посмотрите на святую великомученицу Екатерину. Эта дева была настолько прекрасна, что в нее влюбился и сам император, и другие люди, видевшие ее красоту. А она сказала, что выйдет замуж за самого умного, за того, кто умнее ее. И, когда к ней привели пятьдесят мудрецов, то после суточной беседы со святой великомученицей Екатериной все они стали христианами и мучениками.

- В православной культуре «в противовес» 14 февраля активно распространяется «православный день влюбленных» — День святых Петра и Февронии. Значит потребность в таком празднике все-таки есть?


- День святых Петра и Февронии Муромских 8 июля — это не день влюбленных, а День семьи, любви и верности. Святейший Патриарх Кирилл благословил празднование Дня семьи, чтобы поддержать семейные ценности, которые теряют свою силу. Посмотрите на современный мир: молодые люди считают, что гражданский брак — это норма жизни. Необходимо напоминать о святости семьи, ведь она — малая Церковь. Апостол говорит, что как в Церкви глава Христос, так и в семье глава муж, а жена — как Невеста Христова. Жена должна проявлять свою любовь к мужу и детям. Апостол Павел даже говорит «жена да убоится своего мужа». Многие думают, что это животный страх, что надо трепетать перед мужем — нет. Когда рождается маленький ребенок, женщина боится, чтобы он не взял в руки острое, чтобы не поранился — в этом страх любви.
А день святых Петра и Февронии — это праздник, который указывает на духовные, семейные ценности. Мощи святых Петра и Февронии находятся в одной гробнице. Хоть их и пытались разъединить, но потом все равно находили вместе. Господь явно указывал на ценность духовной связи, которая выше того, что сейчас проповедует Запад.

Зачем нам «День влюбленных», если наша Церковь проповедует о любви каждый день колокольным звоном! Церковь говорит о любви к Богу и ближнему. Ведь апостол говорит, что тот, кто любит Бога, но ненавидит брата своего, лжец есть. Каждый человек является образом и подобием Божиим, и если у человека нет любви, то он далек от Христа.

- А как в связи с этим праздником правильно говорить с молодежью, как объяснить эту грань между плотским — влюбленностью и страстью и любовью в правильном ее понимании?


- Молодежи не объяснишь до тех пор, пока родители не подадут правильный пример. Проблема в том, что часто родители не дают самого главного, сейчас они заняты больше бизнесом, зарабатыванием денег, а не проповедованием детям своим примером. Ребенку даже не надо ничего говорить, главное воспитание — это собственный пример.
Первое чудо, которое совершил Господь, — это чудо в Кане Галилейской. Господь благословил брак, Он Сам присутствовал там с Божьей Матерью, и, когда не хватало вина, Он воду превратил в вино. Господь не против радостей, которые человек получает в семье, и Его первое чудо — тому подтверждение. Но нельзя переводить это в плотское, как сказал псалмопевец Давид, «уподобися скотом бессмысленным». А сейчас все сводится именно к телесным утехам и ничему больше. Вот почему так много браков распадается: люди не смотрят друг на друга как на людей. Ведь в чем смысл брака? Помочь друг другу войти в Царствие Божие. А если человек женится только потому, что у нее глаза красивые и все остальное, то этот брак недолгий.
Хотелось бы пожелать молодежи больше читать жития святых, потому что у нас в Церкви есть не только Петр и Феврония. Вспомните родителей святого преподобного Сергия Радонежского, воспитавших такое чадо. Их мощи тоже находятся в одной гробнице. Сергий Радонежский откуда взял начало? Из своей семьи. Любая семья — это малая Церковь, и если наша молодежь это поймет, то многое преобразится и надобность в таком празднике, как «День влюбленных», отпадет сама собой.

Ксения Бешлиу


Взято с http://missia.od.ua

http://www.pravoslavie.ua/articles/life_in_the_church/2013/02/14/1115/