ЗАЧЕМ ХРИСТУ РОДОСЛОВНАЯ. Роман Маханьков
Письмо в редакцию
Здравствуйте, уважаемая редакция журнала "Фома". По мере сил я слежу за публикациями на вашем сайте. Иногда вы очень здорово отвечаете на вопросы читателей, поэтому, думаю, вы не откажетесь ответить и на мой вопрос. Недавно я крестился. Батюшка отказался брать деньги за крещение, но взял с меня обещание, что я внимательно прочитаю Евангелие от Матфея. Вы можете не поверить, но полдня у меня ушло только на первую главу! Она начинается с длиннющего списка имен - "Родословная Иисуса Христа". Я не хочу кого-то обидеть, но в связи с этим родословием у меня сразу же возникло много вопросов.
С одной стороны, как человек крещеный, я верю, что если в Евангелии помещен этот список, значит так надо. Но у меня сложилось впечатление, что родословная Христа - это архаика, свидетельство той древней эпохи, когда генеалогия определяла всю жизнь человека - от рождения до смерти. Какой смысл перечислять всех предков Иисуса, ведь в дальнейшем евангельская история, насколько я понял, никак с ними не связана?
Для меня этот вопрос не праздный, потому что после "подъема" на подобное генеалогическое дерево, энтузиазм к чтению Евангелия почему-то пропал. Объясните, пожалуйста, каков смысл присутствия в Евангелии этой родословной? Имеет ли она какое-нибудь значение для нас, людей, живущих в ХХ веке или сегодня ее можно спокойно пролистать, начав чтения с самого главного?
Александр, студент, г. Санкт-Петер6ург
Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: "Родословие Иисуса Христа, Сына, Давидова, Сына Авраамова*. И далее следует список из сорока двух имен предков Иисуса Христа. Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причем, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа - Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии - Матери Иисуса Христа.
Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860 г. Откуда взялись колена Израиля
В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено - это одно из племен Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова - внука Авраама. У Иакова было двенадцать сыновей. Таким образом, Израиль насчитывал двенадцать колен (родов, семей, племен). Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя - Израиль, данное ему Самим Богом (Быт. 32:28) призвал сыновей к себе, благословил и изрек пророчество о судьбе каждого колена. Когда очередь дошла до его сына Иуды, то Иаков произнес такие слова: "Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего... Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов... " (Быт. 49:8-12). Потомком Иуды был царь Давид, из рода которого, в свою очередь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф.
Илл.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860 г.
Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно ненужной.
Вместо поражающих воображение чудес Христа и Его учения, читатель сразу же натыкается на этот огромный перечень имен. Однако Новый Завет совсем не случайно начинается с генеалогии Иисуса. Для христианства родословие Спасителя имеет принципиальное значение. Почему?
Вот уже 2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос? Многие люди соглашаются с тем, что Иисус из Назарета - это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности. Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус - это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом еще Адаму? Почему христиане уверены в этом?
Для людей, которые признают авторитет и особое значение Библии, важным подтверждением уверенности христиан могли бы послужить ветхозаветные пророчества. Библия, написанная задолго до рождения Иисуса Назарянина, содержит пророчества, что человечество будет спасено через явление в мир Христа, или Мессии ("Помазанника" - евр.). Среди них читатель обнаружит и "генеалогическое" доказательство, которое было призвано помочь людям узнать истинного Мессию. Бог, обращаясь сначала к Аврааму, а потом к израильскому царю Давиду, предсказал, что Мессия - Спаситель Мира будет именно их потомком. Веря в это, древние иудеи относились к продолжению своего рода чрезвычайно серьезно. Рождение ребенка израильтяне считали Божьим благословением. В каждой семье обязательно велись родословные. Генеалогические таблицы хранились и в семьях, и в Иерусалимском Храме. Любой израильтянин прекрасно знал, к какому из двенадцати иудейских колен (племен) принадлежит он и его предки. Поэтому приведенное родословие не вызывало сомнений в подлинности - иначе и быть не могло! - и было самоочевидным аргументом.
Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Голиафом. 1860 г. О царе Давиде
Давид (Возлюбленный - евр.) (простой пастух, ставший величайшим царем израильского народа - родился около тысячи лет до Р.Х. в Вифлееме. Давид прославился многочисленными военными победами, и особенно своей знаменитой победой над Голиафом, когда он вышел против вооруженного до зубов филистимлянина с одной лишь пращей и именем израильского Бога на устах. Давид приступом овладел городом Иевусом и сделал его столицей израильского царства с именем Иерусалим (жилище мира - евр.). Давид правил сорок лет, при нем Израиль стал сильным и могущественным государством. Этот царь является автором множества молитвенных песнопений - псалмов, - составляющих основу современного христианского богослужения. Большинство псалмов были написаны Давидом по внушению Божиему. Там содержится много пророчеств о грядущем Мессии, о Его страданиях и славе, о том, что Спаситель будет потомком Давида.
Илл.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Голиафом. 1860 г.
И когда для апостолов, тоже принадлежавших к израильскому народу, встал вопрос, следовать ли им за Иисусом, то в первую очередь они вдумывались и вспоминали знакомые им с детства библейские пророчества, вопрошая: правда ли, что человек по имени Иисус из крохотного города Назарет - это потомок царя Давида? Генеалогия Христа отвечает на этот вопрос положительно. Причем происхождение Мессии от Авраама и Давида было для апостолов всего лишь одним из огромного количества библейских пророчеств о Мессии. И все они с поразительным единодушием сходились именно на Иисусе. Для людей, принявших Евангелие, это означало, что перед ними Спаситель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незнатен, не заканчивал специальных религиозных школ, а по профессии был обычным плотником.
Для первого поколения христиан родословие Иисуса стало аргументом. И аргумент этот вовсе не перестает оставаться актуальным. Люди по-прежнему обращаются и к этому, и к другим библейским пророчествам, чтобы решить для себя: действительно ли на землю Израиля 2000 лет назад вступил именно Мессия, а не просто талантливый проповедник и моралист?
Но есть у евангельской родословной и другие важные цели. Во-первых, в разные эпохи истории христианства находились люди, отрицавшие единство Ветхого и Нового Заветов. Они утверждали, что якобы на самом деле Бог Ветхого Завета - злой, жестокий и мстительный демон. А евангельский Бог - это добрый Бог любви и всепрощения. Интересно, как относился к подобным теориям самый последовательный проповедник смены Ветхого Завета на Новый - апостол Павел. Без особой политкорректности он назвал все это "негодными бабьими баснями" (Пим. 4:7). Самым лучшим ответом таким баснотворцам является евангельская генеалогия "доброго Бога". Она показывает, что Бог Ветхого и Нового Заветов - Один и Тот же.
И во-вторых, прежде чем начать рассказ о рождении Спасителя, Евангелие оглядывается на прошедшие тысячелетия, на то, как Бог готовил человечество к этому событию. Рассказ о подготовке - это Ветхий Завет, а в Евангелии приводятся только имена. Однако в них заключена вся история ветхозаветных людей, которые поверили и пошли за Единым Богом, пошли наперекор всему тогдашнему языческому миру.
Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама. 1860 г. Пророчество о семени Авраама
Авраам (отец множества - евр.) - родоначальник нескольких семитских племен, из которых главными являются евреи (через сына по имени Исаак) и арабы (через Измаила). Авраам родился на рубеже III - II тысячелетий до Р.Х. в городе Ур (ныне Орфа), на реке Ефрат. В возрасте 75 лет получил откровение от Бога и вместе с женой Саррой - отправился в землю Ханаанскую (будущую Палестину). Здесь Авраам получил еще одно откровение, в котором Бог пообещал дать эту землю его потомкам (отсюда название - "земля Обетованная"). Господь много раз являлся Аврааму и обещал, что через его потомство благословятся все народы земли. Вот, например, одно из таких обещаний: "...Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал гласа Моего" (Быт. 22: 17-18). И иудейская, и христианская традиции расценивают эти слова как благословение всех народов земли через Христа, который должен родиться от Авраама. Только христиане считают, что Спаситель уже пришел - это был Иисус из Назарета. А иудеи до сих пор ждут своего Мессию.
Илл.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама. 1860 г.
Родословие рассказывает о том, какой долгий и тяжелый путь должно было пройти человечество, прежде чем суметь встретить Христа. Этот путь был и остается непрост, верующего ждут и взлеты, и падения, минуты настоящей духовной радости и пугающей безысходности, встречи с подлинной святостью и явной подлостью. Главное - идти. Окончание пути - это встреча со Христом.
И, наконец, последнее. Евангелие - бесконечно глубокая книга, со множеством смыслов, постепенно, а не сразу открывающихся для понимания. Все христиане стараются читать ее хотя бы понемногу каждый день и всю жизнь и всегда могут найти и постоянно находят в ней нечто актуальное для себя. Поэтому не надо думать, что в Евангелии что-то не нужно или устарело. Просто кое-что в Евангелии трудно понять, а еще труднее ему следовать, потому что мы не всегда способны это воспринять... А несколько страниц можно перевернуть не читая, и иногда это даже нужно, но только для того, чтобы когда-нибудь обязательно вернуться к ним опять.
* В древнееврейском языке слово «бен» (сын) может обозначать не только сына, но и внука, правнука и вообще любого потомка.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии