Забытая добродетель. Ольга Федотова
Наше общество мечется, обуреваемое кризисами. С одной стороны - экономический, с другой - политический, а еще наступают извращенцы с развратниками: подавай им равные права. В то же время политики твердят, что мы вымираем - медленно, но верно, и прирост мирового народонаселения обеспечивают отнюдь не христианские народы.
Здравые люди, и это понятно, обращают взоры к семье, так сказать, ячейке общества, и женщине - хранительнице этой ячейки или очага. Но вот только как его хранить, если в погоне за соответствием мировым стандартам практически утрачены основополагающие приоритеты русской семьи. Само понятие добродетель, без которой не может быть нормальных отношений между мужчиной и женщиной, в глазах многих стало анахронизмом, чем-то скучным и несовременным, мягко говоря. «Будь секси» - похоже, таков девиз современной женщины, причем независимо от возраста.
Интересно, а можно ли одновременно быть «секси» и хорошей женой и матерью? Вопрос риторический. Но давайте все же поищем на него ответ в русской церковной истории.
Наше повествование относится к началу XV века. Вяземский князь Симеон Мстиславич, его супруга княгиня Иулиания и князь смоленский Юрий Святославич в результате завоевания Смоленска Литвой были изгнаны из родных земель. Великий князь Московский Василий дал им в удел город Торжок. Казалось бы, живи и радуйся.
Так оно поначалу и было. Но князь Юрий прельстился красотой княгини Иулиании, чужой жены. Он всячески пытался склонить ее к измене мужу. Прелюбодеяние - таким полузабытым ныне словом определяется супружеская измена. Но молодая женщина была непреклонна. Она любила мужа, и связь, что называется, на стороне, была для нее неприемлема. Можно только представить себе, насколько сложной была ситуация для этой женщины - ведь жили они все, можно сказать, в одном доме. Юрий, казалось, обезумел от овладевшей им страсти. Во время пира он убил мужа Иулиании князя Симеона и попытался овладеть женщиной силой. Отчаянно защищаясь, княгиня ударила насильника ножом и попыталась убежать. Но разъяренный еще более Юрий погнался за ней, обнажив меч. Ослепленный яростью и неутоленной страстью, князь отрубил Иулиании руки и ноги, а изуродованное тело приказал бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года.
Ужасный поступок. И безнаказанный. Кому было карать князя Юрия? Да и жаловаться московскому князю было уже некому. О детях этой убиенной вяземской княжеской четы не сообщается ничего - можно предположить, что Симеон и Иулиания были молодыми супругами, не успевшими еще завести наследников.
Однако дальнейшие события удивительны. Протрезвев, князь Юрий ощутил нестерпимые терзания совести. Осознание собственного беззакония было настолько сильным, что он в буквальном смысле не находил себе места. Как пишет летописец, «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Но тщетной была попытка убежать от себя самого. Несколько лет скитался князь и нигде не находил покоя. Ужасные картины совершенного злодейства преследовали его днем и ночью, наяву и во сне. Наконец, пришел гонимый совестью князь Юрий в Веневский Свято-Успенский монастырь. Только искреннее покаяние облегчило боль его истерзанной души. По-гречески понятие «покаяние» переводится как «метанойя» и означает изменение, переплавку, что ли, души. Так, страсть, приведшая к страшному преступлению, перешла в иное качество - неустанные слезы покаяния.
До конца жизни оставался князь Юрий в этом монастыре, неустанно вымаливая себе прощение у Бога и своих убиенных друзей. Подвиг его был настолько велик, что со временем раскаявшийся убийца был причислен к лику местночтимых святых. Вот какова сила покаяния!
А что же княгиня Иулиания? Ее история не заканчивается вместе со смертью тела. Спустя год после жестокого убийства один болящий крестьянин увидел плывущее против течения по реке Тверце тело убиенной княгини. И услышал голос, повелевающий собрать духовенство и похоронить останки у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. Вслед за этим последовало исцеление крестьянина от болезни.
Воля княгини-мученицы была исполнена, и во время ее погребения еще несколько человек исцелились от болезней. Так, гроб святой мученицы стал тем местом, куда приходили страждущие за помощью и исцелялись. Однако мощи оставались сокрытыми. Как повествует жизнеописание благоверной княгини, в 1598 году один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и опалил его лицо, так что долгое время он провел в тяжелой болезни. При этом некий голос сказал ему: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Так святая Иулиания наказала согрешившего своеволием, но и исцелила его от болезни после покаяния. Наверное, своего обидчика и убийцу - князя Юрия она тоже простила и своими молитвами к Богу помогла получить ему плод покаяния - успокоение души и тела.
Необходимо отметить, что страждущие получают исцеление через мощи или чудотворные иконы по милости Божией и предстательству за них святых угодников Божиих, а более всего - по мере собственной веры во всемогущество Господа нашего Иисуса Христа.
Драгоценная рака с мощами святой благоверной княгини Иулиании пребывала Преображенском соборе Торжка многие столетия. Ее стали именовать защитницей целомудрия - целой мудрости и мудрости цельного человека. Велика ее молитвенная помощь земным сестрам - русским женщинам в ограждении их от плотских страстей и покушений на целомудрие.
Ведь хранение святыни брака - один из величайших подвигов человека, в котором супруги приближаются к восстановлению утраченного еще самой первой четой - Адамом и Евой - единства с Богом. Святыня брака - это и есть образ единства супругов в любви, это одно из призваний Святой Руси. Хранение целомудрия христианского брака было одной из главных черт древнерусской женской праведности, как великого таинства Церкви. Ведь именно целомудренная жена воспевается Православной Русью. Сколько прославлено нашей Церковью благоверных княгинь, живших в невообразимо для нас тяжелые времена, причем во всех отношениях - от бытовых до политических! И наши, русские святые княгини - это, прежде всего, верные жены и помощницы мужьям. Потому и выстояла Русь в продолжавшихся столетиями междоусобицах и вражеских набегах.
Весьма характерно, что с наступлением советского периода мощи этой святой женщины - защитницы целомудрия - исчезли. В 1918 году Преображенский собор Торжка закрыли. До 1930 года мощи благоверной княгини покоились в местном храме Архангела Михаила, и с тех пор судьба их неизвестна. Сегодня мало кто знает, что в своем начале советская власть решила окончательно освободить человека от брака вообще, т.е. ликвидировать его как «пережиток прошлого». Именно в те годы мощи святой, покровительницы целомудрия, исчезают, казалось бы, бесследно.
Возможно, напрямую связывать эти события - законодательно закрепленную на государственном уровне аморальность общества и утрату святыни - будет преувеличением. Но, согласитесь, рациональное зерно в таком предположении есть. Институт брака, несмотря на все революционные бури, устоял. Более того, в советское время моральная неустойчивость гражданина, особенно с партийным билетом, могло стоить карьеры. А что мы видим сегодня? Девственность стала неприличной, ее стыдятся. Блудное сожительство объявлено «гражданским браком» и стало нормой взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Количество разводов растет в геометрической прогрессии. Супружеская верность - нонсенс, а хранение ее воспринимается развращенным обществом как признак ограниченности. И как следствие - ширящееся мнение о том, что институт брака себя изжил. Налицо чуть ли не реинкарнация большевистского лозунга. Нужно ли после этого удивляться, что нас, русских и православных, становится все меньше?
Была ли «секси» княгиня Иулиания? Да простит она мне такой вопрос. Потомки знают, как она повела себя в ситуации, когда, казалось бы, не было выбора! А сегодня из уст некоторых женщин можно услышать о назойливых поклонниках: «Ему легче отдаться, чем доказать, что он тебе не нужен». Как говорится, почувствуйте разницу.
Похоже, мы напрочь утрачиваем само чувство стыда. Понятия целомудрия и добродетели отнесены к категории психологических комплексов. Окружающий нас мир превращается в просвещенное блудилище. И кажется, что спасения нет. Но не надо отчаиваться. Вспомним, как пророк Божий Илия жаловался Богу о том, что он единственный остался среди идолопоклонников и его хотят убить. На что ему последовал ответ о тысячах праведников, сохраняемых Богом. Несомненно, такие люди есть и сегодня. О них не говорят в популярных передачах, не пишут в статьях глянцевых журналов, о них не снимают фильмы. Да и они сами не считают свою жизнь какой-то особенной, тем более героической. Они просто нормальные люди. Пусть их становится больше.
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/04/09/zabytaya_dobrodetel/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии