Забота — плод духовной жизни. Священник Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Если бы необходимо было охарактеризовать Послание святого апостола Павла к Филиппийцам одним словом, его можно было бы назвать самым запоминающимся. Для этого есть несколько причин. Во-первых, именно в послании к христианам древнего города Филиппы содержится самое яркое описание подвига Господа Иисуса Христа. Во-вторых, именно здесь звучит его «безумная» для живущих по плоти духовная аксиома: смерть — приобретение (Флп. 1, 21). В-третьих, апостол описывает в нем особые отношения духовной дружбы, которые связывают его с филиппийцами, и дает нам зримый и очень жизненный пример правильного отношения друг к другу. Послание к Филиппийцам было написано апостолом, когда он находился в узах — в Риме.

Нужно отметить, что Филиппы — первый европейский город, в котором апостольская проповедь нашла благодатную почву. Это один из главных городов Македонии, основанный еще в 370 году до Р. Х. Город получил свое название от имени отца Александра Македонского — Филиппа. Вблизи находились золотые и серебряные рудники, богатства которых превратили поселение в цветущий оазис и богатый торговый узел. Через Филиппы проходила главная дорога Римской империи, что сделало город своего рода форпостом на пути из Европы в Азию.

Проповедь апостола Павла филиппийцам и связанные с ней события описаны в шестнадцатой главе Книги Деяний апостольских. Сам Господь посылает апостола Павла и его спутников — Силу, Тимофея и Луку — в Македонию, повелевая изменить маршрут, направленный первоначально в Малую Азию: Было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там (Деян. 16, 9–10). В Филиппах, после проповеди апостола Павла, принимает христианство Лидия — жительница соседнего селения: Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня (Деян. 16, 14–15). О душевной простоте и благодарности филиппийцев мы еще услышим в Послании, а пока дееписатель рассказывает о чуде, совершенном апостолом Павлом: он исцелил служанку, одержимую «прорицательным духом». Как видно из дальнейшего повествования, ученикам Христовым пришлось пострадать от хозяев исцеленной служанки — за то, что они лишили их возможности зарабатывать на необычной болезни женщины. Апостол и его друзья были заключены в темницу, но и это было обращено Господом к утверждению благовествования: апостол Павел был чудесным образом освобожден, а видевший все это темничный страж также обратился ко Хрис­ту (см.: Деян. 16, 24–34).

* * *

Как уже было сказано, между апостолом Павлом и христианами-филиппийцами сложились особенные сердечные отношения. Апостол от всей души благодарит филиппийских собратьев за то, что они поддерживают его в испытаниях (см.: Флп. 4, 10, 14), причем поддержка эта имеет и вполне ощутимый, материальный характер: в начале благовествования, когда я (т. е. апостол Павел. — Авт.вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду (Флп. 4, 15–16). При этом чуть раньше автор Послания подчеркивает, что умеет жить и в скудости, и в изобилии (ср.: Флп. 4, 12), то есть радует его больше всего, по сути, не сама помощь. Дело в другом. В глазах апостола такая деятельная забота филиппийцев о нем и о других — проявление плодов духовной жизни, когда необходимость жертвенного служения другим людям становится естественной. Поэтому он пишет: Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Флп. 4, 17).

Но, наверное, лучше всего выражают отношение апостола Павла в филиппийской Церкви слова из первой главы Послания: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Хрис­та (Флп. 1, 3–8).

Подумать только: находясь в заключении в Риме, апостол думает не о себе — его мысли о филиппийцах! Свою любовь к ним он называет любовью Господа Иисуса Христа. Исполненный этой любви, автор Послания молится об одном: Чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Хрис­тов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (Флп. 1, 9–11).

Для любящего апостольского сердца естественно желание утешить филиппийцев в их беспокойстве о нем. И он утешает их… правдой. Рассказывает им, что для него самого нахождение в узах — не повод для уныния, даже напротив: Обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие (Флп. 1, 12–14). Тем самым он раскрывает им то «парадоксальное» свойство христианской проповеди, благодаря которому она распространилась по всему миру: видя, как Сам Господь поддерживает верных Своих последователей и те претерпевают лишения без сомнений и сожаления, способность безбоязненно идти за Христом обретают даже самые малодушные. Вместе с тем апостол с горечью замечает, что некоторые взялись за дело проповеди по зависти и любопрению (Флп. 1, 15). Вероятно, апостол Павел говорит о тех, кто так или иначе завидовал его успеху и, узнав о его стесненных обстоятельствах, стал с удвоенным рвением, удовлетворяя честолюбие, набирать себе учеников. Однако как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я все равно радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 18), — пишет он. Эта способность радоваться проистекает из главенства для него общего дела: он не набирает учеников себе, для него проповедь — это проповедь Евангелия и Христа. А чем больше христиан возьмутся за проповедь Евангелия, тем большее количество людей сможет услышать слова благовестия.

* * *

Отправляя послание из римских уз, автор обращает внимание на еще один важный вопрос. Можно даже сказать «важнейший», поскольку это — вопрос жизни и смерти. Павел и его спутники не раз подвергались смертельной опасности, и кому как не этому апостолу было написать одни из самых проникновенных новозаветных слов о смерти. Я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Хрис­тос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1, 20–21). Апостол говорит, что он уже живет Христом, но смерть — это осуществление надежды, приобретение новой, истинной жизни. Вместе с тем даже в желании «разрешиться в смерти» он думает о тех, кому некогда проповедовал и с кем связан общим служением на земле: Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 22–24). Ученик Христов знает, что пока еще пребудет здесь, во плоти, для дела проповеди (см.: Флп. 1, 25).

Апостол еще раз напоминает, что проповедь состоит не только в словах — она должна подтверждаться жизнью. Поэтому он призывает своих читателей: Живите достойно благовествования Хрис­това, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне (Флп. 1, 27–30). В следующей главе Послания к Филиппийцам апостол Павел даст самое яркое и глубокое описание того, что это означает — жить во Христе. Но рассмотрение этого объяснения потребует отдельной статьи.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 14 (358)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zabota-plod-dukhovnojj-zhizni