За Великим Страдальцем. Архимандрит Тихон (Агриков)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В храме

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения…» [1]

 

Жених Церковный

Возлюбленные братья и сестры! Осталось всего два дня до голгофских страданий Спасителя нашего, Гос­пода Иисуса Христа. Два дня… Но Он идет по крестно­му пути уже давно. Этот крестный путь начался для Него с Вифлеема, когда Он слабым Младенцем при­шел на нашу землю, пришел в нищете, безвестности и, сказать по правде, в презрении. Сразу после рождения Ему пришлось перенести гонение и смертельную опасность от бесчеловечного детоубийцы Ирода.

Предание говорит, что в яслях Младенец сильно плакал. Наверное, не от холода Он плакал и не о ни­щеты Своей. И потом в течение жизни смеющимся Его не видели ни разу. Плакал Он потому, что очень любил людей, хотел их спасти, плакал потому, что и Ему было нелегко, даже очень нелегко идти по крестному пути Своей земной жизни. Недоверие родных, полная безвестность в течение тридцати лет, а потом Гефсимания, предательство своего ученика, малоду­шие апостолов, незаконный суд, крестные мучения…

Возлюбленные братия и сестры! Господь наш Спа­ситель доныне идет этим путем, доныне скорбит, пла­чет, оставленный, презираемый, гонимый теми людь­ми, ради которых Он прошел этот скорбный путь человеческой жизни и понес эти страшные муки.

«Грядый Господь на вольную страсть…»

Пойдем за Ним, возлюбленные, пойдем, как вер­ные Его ученики. Пойдем, как апостол Петр. Ведь это он сказал: «Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом», он обещал идти за Господом в темницу и на смерть [2].

Увы, он не дошел за Господом до Голгофы. Петр — самый горячий и ревностный ученик — оставил сво­его Учителя ночью во дворе Каиафы. Оставил одного в момент неправедного осуждения, может быть, в тот самый миг, когда Спаситель особенно нуждался в мо­ральной поддержке, в сочувствии… Не только оставил, но еще и отказался, отрекся от своего Учителя: «Не знаю Человека Сего…»[3] О самоуверенность люд­ская, как ты слаба и ошибочна… Нет, лучше пойдем за Христом, как Иоанн, с его юной, неизменной лю­бовью к Господу Спасителю.

Отречение Петра. Г. Козлов

Говорят, когда Петр после своего отречения со сле­зами выходил со двора Каиафы, его встретили Дева Мария со святым апостолом Иоанном. «Симон, Си­мон, — со слезами и тревогой спросила Матерь Божия, — как Мой Сын? Где Он? Что с Ним?» Петр не мог отвечать. Он уже опомнился, уже терзался сове­стью за свое минутное малодушие. Иоанн, видя его смятение, спросил: «Петр, что с тобой?» — «Я… я из­менил Ему…»— был горький ответ. Болью отозва­лись эти слова в нежном сердце юного Иоанна. Как слаба, как переменчива человеческая природа. Но пойдем же с Иоанном, апостолом любви. Святая лю­бовь никогда не изменяет. Она не боится испытаний, она сильнее самой смерти.

Пойдем посмотрим, чему свидетелем был верный ученик.

Вот Господь на суде Каиафы. Со всех сторон разда­ются ложные обвинения, насмешки, ругательства. Враждебное отношение к Праведнику любви и мило­сердия, так давно сдерживаемое, теперь нашло вы­ход. Спаситель все переносит кротко, но это не трога­ет жестокие сердца врагов. Одно правдивое слово Христа стоит Ему сильного удара, за ним следуют но­вые удары, издевательства.

Там же грубая рука раба, изощряясь в жестокости, водрузила на главу Христа терновый венец, придави­ла его так, что колючки вонзились… Ни слова не про­изнесли уста Страдальца, только еще более поблед­нел измученный лик, а по щекам потекли слезы, сме­шиваясь с каплями крови…

Потом суд у Пилата — язычника, равнодушного к вопросам веры, истины и правды. Пилат отсылает Христа к Ироду, там снова насмешки, глумления… И опять Господь у Пилата… Жестокость врагов всё возрастает. «Распни, распни Его», — несется крик не­благодарной толпы [4]. Малодушный судья отдал Его в руки воинов. Новые насмешки, хулы, наконец — би­чевание. Это страшная пытка, и мало кто выносил ее. Осужденный привязан к столбу, а на тело со всех сто­рон сыплются сильные удары бичей. Воины рады слу­чаю позабавиться, видя страдания своей жертвы; льется невинная, святейшая кровь Христа Спасителя. Он совсем изнемогает, но это еще не конец страда­ний; Он должен пройти еще крестный путь до самой Голгофы.

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, яко овча на заколение ведеся» [5].

Он идет уже, сгибаясь под тяжестью креста. Идет из последних сил, падает… ударами заставляют Его вставать и идти дальше со Своей страшной ношей по узким улицам Иерусалима. Теснится народ. Любопытные, злорадные или презрительные взгляды про­вожают Того, Кому недавно кричали: «Осанна!».

А Он совсем один среди этой злобной толпы. Один? Нет, Он страдает не один. На повороте улицы происходит неожиданная и незабываемая встреча. Уступая дорогу страшной процессии, к стене прижа­лась группа жен, а среди них— Она, Мать Его. Блед­ная, безмолвная, неподвижная, как изваяние, стоит Она. Руки сжаты у груди, будто сдерживают рвущееся сердце… А Он все ближе, ближе… Совсем рядом с Ней еще раз падает Сын Ее, Которому Она не в силах те­перь помочь… Удары бичей, кажется, падают не на Его тело, а на Ее открытое сердце… Она не сводит глаз с Его лица — любимого, прекрасного лика Сына Божия, Ее Сына, — он до неузнаваемости искажен стра­даниями…

Наконец Он поравнялся с Ней, на мгнове­ние поднял голову… Взгляды их встретились… на мгновение, на один миг. Но какое страшное, какое му­чительное это мгновение, словно острое оружие, без­жалостно разрывает Ее грудь, вонзается в живое сердце… А в Его очах, всегда светлых и ясных, теперь столько горя, предельной муки… Точно две бездны встретились, столкнулись и обрушились друг на дру­га… Страдание подкосило Ее, со стоном птицы, у кото­рой заклевали птенцов, Она упала на руки жен, а Он, пригнувшись долу, продолжал Свой страшный путь.

Встреча Христа с Богородицей. Остановка Крестного пути

«Грядый Господь на вольную страсть…»

Нелегкий путь Его земной жизни должен завер­шиться крестом, некогда позорным, а для нас, хри­стиан, спасительным и славным.

Пойдем же, дорогие мои, за Ним, за Страдальцем Господом. Ведь мы прошли половину постного по­прища и приближаемся к великим дням. Более того, мы идем за Ним всю жизнь, идем, может быть, давно. Нам и тяжело, и плохо; мы идем, спотыкаемся, пада­ем, бредем еле-еле, но не хотим свернуть с этого пу­ти — узкого и спасительного пути Христова.

Пройдем по нему до конца, дорогие мои. Не отка­жемся, не отойдем малодушно. Когда на нашем пути встретится горе, страдания, быть может, тяжкие и не­заслуженные, поднимем свой измученный взор к Не­му. Вспомним, Кто Он был, и сколько терпел, и как терпел: молча, безропотно, с тихой молитвой на ус­тах. Как терзало зло Его душу, не причастную греху.

Божественный Страдалец всегда перед нашим взо­ром, доныне сострадает нам и за нас, а рядом с Ним Его Пречистая Матерь, Приснодева Мария, и юный Иоанн, — два сердца, горящих любовью и преданно­стью к умирающему Спасителю Христу. Любовь к Не­му, любовь нежная, благодарная, и нам дает силы до конца претерпеть все и, совершив свой путь, дойти до собственной Голгофы. «Грядый Господь на воль­ную страсть нашего ради спасения». Ей, гряди, Госпо­ди Иисусе [6]. Аминь.


[1] Отпуст Великой Среды.

[2]  Лк. 22, 33.

[3] Мк. 14, 71.

[4] Ин. 19, 6.

[5] Ис. 53, 7.

[6] Откр. 22, 20.


Источник: Православие и мир