ЗА КАЖДОЕ СЛОВО. Владимир Легойда

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В день памяти преподобного Сергия Радонежского одна моя знакомая побывала на Патриаршем богослужении в Троице-Сергиевой Лавре. Она рано встала, долго ехала из Москвы в Сергиев Посад; служба была торжественной, долгой, стоять было тяжело — словом, девушка никак не могла сосродоточиться на молитве, пытаясь бороться с усталостью и сном. После чтения Евангелия Святейший Патриарх вышел на проповедь. Он говорил о преподобном Сергии, о его житии и о том, чему мы, современные христиане, можем научиться у Преподобного. Патриарх говорил, что если мы приезжаем в Лавру к Преподобному, поклоняемся его мощам и просим о помощи, веря в действенность его заступничества, то мы должны поверить и его образу жизни и — по мере наших слабых сил — стараться походить на него.

Святейший говорил о тайне святой жизни, о том, что такое счастье и насколько человек может быть счастливым, если он уступает Богу свое собственное я... Все эти слова очень сильно подействовали на мою знакомую. И о дневном Евангелии говорил Патриарх, о Заповедях блаженств — и снова о Преподобном. Как будто тянулась путеводная нить от времен Евангельских через Игумена земли Русской к нам, современным православным христианам. Это создавало удивительно отрадное ощущение единства Церкви. Более того, можно было явственно представить себе древние христианские богослужения, когда проповедь великих подвижников вводила молящихся в самую суть Таинства, открывала его глубокие смыслы и помогала собравшимся верующим ощутить себя людьми Церкви.
Позже девушка говорила, что эти точные и пронзительные слова мгновенно заставляли задумываться, размышлять, заглядывать в себя и отвечать на призывы своей совести. И уж в первую очередь помогли справиться с усталостью и сосредоточиться на литургической молитве.

Эта поездка стала для нее очень важным опытом — и не только с точки зрения восприятия личности Святейшего Патриарха, которого она тогда впервые видела воочию. В первосвятительской проповеди она усмотрела своего рода символ того, что являет собой Церковь в современном мире. Этот символ — голос, который пробуждает людей: уставших, возможно, измученных, изломанных грехом, живущих в очень непростое время. (Можно, конечно, напомнить самому себе, что простых времен в принципе не бывает, но нам — живущим здесь и сейчас — от этого ведь не легче). И этот голос Церкви — ее основная сила. Святейший Патриарх не раз говорил о том, что у Церкви — одна задача: тихим голосом будить людей, говоря им Божью правду. Мне кажется, что сегодня мы видим, как эта задача реализуется, как новые вызовы, которые так четко обозначились в последнее время и особенно в последний год, получают ответы людей Церкви и ее Предстоятеля, который обладает уникальным даром духовного красноречия: не упрощая, говорить о самом главном в словах, которые всегда понятны его слушателям, которые ложатся на сердце и навсегда остаются в памяти. (Недавно еще одна моя знакомая сказала, что впервые услышала выступление тогда митрополита Кирилла восемнадцать лет назад. Она до сих пор четко помнит, о чем он говорил.)

За почти год работы со Святейшим Патриархом я приобрел очень определенное, сильное ощущение того, что в присутствии Святейшего происходит концентрация смысла. В том числе и потому, что Предстоятель никогда не говорит праздных слов и не терпит пустой траты времени. Для меня это стало одним из главных личных выводов и открытий. Мне кажется, что эта личностная черта произрастает из большой укорененности в Евангелии. Ведь за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ (Мф. 12:36). Все мы — по крайне мере верующие — хоть раз слышали или читали эти слова. Но пытались ли мы соотнести их с собой, со своей жизнью? Ведь стоит только об этом задуматься — сразу хочется такие мысли от себя отогнать. Потому что это же невероятно сложно — прожить хотя бы один день, не произнося пустых, незначащих, ни к чему не ведущих, невыстраданных слов... Но именно к этому нас призывает Евангелие. А когда человеческая жизнь соотносится с этим призывом, когда человек старается жить по Евангелию, постоянно размышляет над ним, то это в свою очередь созидает и определенное пространство вокруг него. Созидает силой Божией, потому что такой образ жизни основан на том единственном Основании, альтернативы Которому не существует — на Христе.
По долгу службы я участвовал во многих Патриарших встречах, и могу свидетельствовать, что его слово создает очень тонкий настрой в тех, кто его слушает, вне зависимости оттого, общается Предстоятель с десятью людьми или с десятью тысячами. Слегка меняется только стиль общения — так, чтобы слова были правильно восприняты, но глубина слов и их интеллектульная и духовная насыщенность остаются неизменными. Это вовлечение Святейшего в то, что он говорит, всегда такое полное, эта внутренняя сосредоточенность и открытость к собеседнику неизбежно пробуждают в слушателях те же качества, такое же серьезное и вдумчивое отношение к услышанному.

И этому свойству человека, укорененного в христианстве, живущего во Христе мне очень хотелось бы у нашего Патриарха научиться.

 

Текст написан в феврале 2010 года.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4096