Южный Судан, несмотря на рост католической веры, все еще поражен язвой трайбализма
ДЖУБА. Архиепископ Джубский с сокрушением признает, что Южный Судан, несмотря на рост католической веры, поражен язвой трайбализма, поскольку в стране насчитывается более 60 племен, и в каждом из них процветают свои языческие культы, которые нередко уживаются с христианской верой, пишет fides.
Мелкие «этнические группы» (этим благопристойным термином западная пресса именует племена) образуют сложную и мозаичную социальную ткань Южного Судана. Межплеменные войны существовали в этих землях всегда, то вспыхивая, то угасая, и до нынешних пор мирное сосуществование в единых границах большого государства дается племенам нелегко. Конфликты вспыхивают по малейшему поводу – вот и недавно, в декабре 2013 года, разразилась полномасштабная гражданская война после того, как президент Сальва Киир обвинил вице-президента Риека Мачара в попытке государственного переворота. Этот личный конфликт мгновенно приобрел межплеменной масштаб, поскольку Киир принадлежит к крупнейшему по численности племени динка, а Мачар ко второму по численности племени нуэра.
«Бедствие трайбализма [от англ. tribe – племя] стало величайшим врагом нашей страны, – заявил Архиепископ Джубский Стивен Амейю Мартин Мулла (Stephen Ameyu Martin Mulla). – Мы не можем строить несокрушимую нацию и Церковь на песке трайбализме. Если мы строим их на непрочном основании трайбализме, мы тем самым говорим «нет» таинствам Крещения, Святого Причастия и конфирмации. Мы неизбежно падем, ибо дом, разделившийся сам в себе, не устоит [Мф. 12:25]».
Недаром Папа Франциск во время встречи с представителями южносуданского духовенства в кафедральном соборе Джубы подчеркнул: «Мы не племенные вожди, а сострадательные и милосердные пастыри». Эти слова можно толковать таким образом, что понтифик побуждает духовных и мирских лидеров нации преодолеть «вирус трайбализма», от которого все еще не вполне свободна даже местная Церковь. Между тем Церковь пользуется полной религиозной свободой по конституции страны с момента образования государства в 2011 году.
«С тех пор численность христиан в Южном Судане, включая католиков, не переставала увеличиваться, – пишет в издание Fides сестра Елена Балатти (Elena Balatti), миссионерка общества Комбони в Малакале. – Епархии крестят многие тысячи местных жителей ежегодно. Конституционная свобода совести позволяет церквям вольно проповедовать, крестить и учить народ закону Божьему. Однако она же приводит к бурному росту самозваных церквей и сект, которых в стране насчитываются уже сотни. При этом, возможно, самый важный пастырский вопрос – это крепость веры, глубина евангелизации».
«Численность крещеных на местах продолжает расти, и церкви буквально переполнены прихожанами по воскресеньям, однако в важных практических решениях большинство католиков продолжают держаться традиционных языческих обычаев, особенно в семейных отношениях, – сокрушается сестра Балатти. – Церковных венчаний и праведных семей по-прежнему очень мало, а преобладают традиционные языческие браки с полигамией».
«Помимо этих и иных пастырских проблем, Католическая церковь, как и другие члены Вселенского совета церквей в Южном Судане, проходит через период бедствий и смятений, подорвавших мирную жизнь новой нации, пик которых пришелся на гражданскую войну 2013-2018 годов, – указывает миссионерка. – Несмотря на мирное соглашение 2018 года, путь к миру и стабильности еще очень и очень долог. В стране тлеют и то и дело вспыхивают конфликты низкой интенсивности, но нередко с выбросами самой зверской жестокости. Народ страны в целом (а не только лишь католический), надеется, что экуменический визит Папы Франциска заложил прочную основу для воцарения мира в стране».
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии