Южный Судан, несмотря на рост католической веры, все еще поражен язвой трайбализма

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Архиепископ Джубы сокрушается, что Южный Судан, несмотря на рост католической веры, все еще поражен язвой трайбализма
В стране насчитывается более 60 племен, и процветают языческие культы, нередко под церковной крышей

ДЖУБА. Архиепископ Джубский с сокрушением признает, что Южный Судан, несмотря на рост католической веры, поражен язвой трайбализма, поскольку в стране насчитывается более 60 племен, и в каждом из них процветают свои языческие культы, которые нередко уживаются с христианской верой, пишет fides.

Мелкие «этнические группы» (этим благопристойным термином западная пресса именует племена) образуют сложную и мозаичную социальную ткань Южного Судана. Межплеменные войны существовали в этих землях всегда, то вспыхивая, то угасая, и до нынешних пор мирное сосуществование в единых границах большого государства дается племенам нелегко. Конфликты вспыхивают по малейшему поводу – вот и недавно, в декабре 2013 года, разразилась полномасштабная гражданская война после того, как президент Сальва Киир обвинил вице-президента Риека Мачара в попытке государственного переворота. Этот личный конфликт мгновенно приобрел межплеменной масштаб, поскольку Киир принадлежит к крупнейшему по численности племени динка, а Мачар ко второму по численности племени нуэра.

«Бедствие трайбализма [от англ. tribe – племя] стало величайшим врагом нашей страны, – заявил Архиепископ Джубский Стивен Амейю Мартин Мулла (Stephen Ameyu Martin Mulla). – Мы не можем строить несокрушимую нацию и Церковь на песке трайбализме. Если мы строим их на непрочном основании трайбализме, мы тем самым говорим «нет» таинствам Крещения, Святого Причастия и конфирмации. Мы неизбежно падем, ибо дом, разделившийся сам в себе, не устоит [Мф. 12:25]».

Недаром Папа Франциск во время встречи с представителями южносуданского духовенства в кафедральном соборе Джубы подчеркнул: «Мы не племенные вожди, а сострадательные и милосердные пастыри». Эти слова можно толковать таким образом, что понтифик побуждает духовных и мирских лидеров нации преодолеть «вирус трайбализма», от которого все еще не вполне свободна даже местная Церковь. Между тем Церковь пользуется полной религиозной свободой по конституции страны с момента образования государства в 2011 году.

«С тех пор численность христиан в Южном Судане, включая католиков, не переставала увеличиваться, – пишет в издание Fides сестра Елена Балатти (Elena Balatti), миссионерка общества Комбони в Малакале. – Епархии крестят многие тысячи местных жителей ежегодно. Конституционная свобода совести позволяет церквям вольно проповедовать, крестить и учить народ закону Божьему. Однако она же приводит к бурному росту самозваных церквей и сект, которых в стране насчитываются уже сотни. При этом, возможно, самый важный пастырский вопрос – это крепость веры, глубина евангелизации».

«Численность крещеных на местах продолжает расти, и церкви буквально переполнены прихожанами по воскресеньям, однако в важных практических решениях большинство католиков продолжают держаться традиционных языческих обычаев, особенно в семейных отношениях, – сокрушается сестра Балатти. – Церковных венчаний и праведных семей по-прежнему очень мало, а преобладают традиционные языческие браки с полигамией».

«Помимо этих и иных пастырских проблем, Католическая церковь, как и другие члены Вселенского совета церквей в Южном Судане, проходит через период бедствий и смятений, подорвавших мирную жизнь новой нации, пик которых пришелся на гражданскую войну 2013-2018 годов, – указывает миссионерка. – Несмотря на мирное соглашение 2018 года, путь к миру и стабильности еще очень и очень долог. В стране тлеют и то и дело вспыхивают конфликты низкой интенсивности, но нередко с выбросами самой зверской жестокости. Народ страны в целом (а не только лишь католический), надеется, что экуменический визит Папы Франциска заложил прочную основу для воцарения мира в стране».

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10221600.html