"Юрий Злотников. Сигнальная система" – выставка в Новой Третьяковке

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
"Юрий Злотников. Сигнальная система" – выставка в Новой Третьяковке
Она знакомит с творчеством одного из первых абстракционистов периода "оттепели". Эту серию художник писал как некую азбуку, точнее – лабораторную работу.

"Юрий Злотников. Сигнальная система" – выставка в Новой Третьяковке знакомит с творчеством одного из первых абстракционистов периода "оттепели". Как в работах Злотникова сочетаются искусство и наука – разбиралась Юлия Кундрюкова.

Юрий Злотников эту выставку вряд ли бы одобрил. Потому что ревновал к своей же "Сигнальной системе". Дело в том, что эту серию он писал как некую азбуку. Или даже точнее – лабораторную работу. А позже, на основе системы, создавал полноценные художественные произведения. Поэтому никогда не устраивал выставок, где были только "сигналы". Но у куратора Ирины Горловой появилась идея "освободить" "Сигналы" и посмотреть, что получится. "Он как бы совершал открытие, не готовил их к выставочной истории. Нужно представить, понять 50-60-е годы. Конечно, он их выставлял, показывал друзьям в мастерских, в квартирах. Показывал их все вместе, в совокупности", – рассказывает куратор выставки, заведующая отделом новейших \течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова.

Современники посмеивались над Злотниковым. Иронично называли серию – "игрой в крестики-нолики". На деле оказалось, что это глубокая исследовательская работа, наглядное соединение науки и искусства. Найти язык, который позволил бы открыть явления, еще неизвестные человечеству – такую задачу ставил перед собой Юрий Злотников. Для этого создавал серию "Сигнальные системы". На этих работах много пустого пространства, потому что само понятие пустота не менее важное, чем сигналы. Пустота как то, что было до всего. Сигналы – это перевод на плоскость последних, на тот момент открытий в области психофизики, математики и кибернетики – с ее системой нулей и единиц. Внук Юрия Злотникова недавно обнаружил рукописи деда и собрал их под одной обложкой: теперь есть книга, которая поможет еще лучше понять систему художника. "Подходя к какой-нибудь работе, где по бокам находятся красные точки – это будет расфокусировка внимания. Чтобы эту расфокусировку внимания собрать, он ставит две точки в центре работы и композиция начинает работать", – говорит внук Ю. Злотникова Александр Злотников.

Сигнальную систему искусствоведы сейчас сравнивают с крупнейшими открытиями в мире искусства, такими как супрематизм, например. "В Советском Союзе царил соцреализм. Радикальные, новаторские работы Злотникова можно сопоставить с полетом человека в космос. Или их можно сопоставить с появлением компьютеров и цифровых технологий", – отмечает коллекционер, соорганизатор выставки Сергей Попов.

Юрий Злотников говорил, что искусство не рассказывает анекдоты или истории, оно воздействует на человека с помощью тончайших сигналов. Художник, по его мнению, не должен транслировать свои фантазии. Его задача раскрывать тайны и законы Вселенной, в том числе и те, которые ещё не сформулированы наукой. И современный человек, по его мнению, с легкостью может их воспринимать.

https://smotrim.ru/article/3869804