Язычество: народная вера. Юрий Пущаев
Интересно, что в Новом Завете «язычники» дословно значит «народы», «племена». Для их обозначения используется древнегреческое слово τὰἔθνη. Это множественное число от τό ἔθνος (ethnos)–«народ», «народность», «племя», «общество», «группа». А слово «языческий» обозначалось прилагательным ἐθνικός (ethnikos)т.е.«народный», «племенной». Так и в русском языке термин «язычество» происходит от церковнославянского «язык», одно из значений которого тоже народ, племя. И в таком именовании язычников как народов был глубокий смысл, актуальный и поныне.
Вообще язычество может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом, магией, даже сатанизмом и др. Скажем так, что язычество – это совокупность самых различных верований, которые отрицают веру в Единого Бога и вытекающие отсюда нравственные принципы. Принципиально важно в языческом мировоззрении – уверенность в нормальности и естественности земной жизни, и напрямую связанное с этим искание преимущественно земных благ. Человек в языческом представлении нисколько не испорчен первородным грехом. Он – полноценное и здоровое создание, нуждающееся не в исцелении, а лишь в некотором улучшении внешних материальных и социальных условий. Также язычником в самом широком смысле этого слова может быть, например, даже человек, вроде бы называющий себя христианином, но при этом верящий в оккультизм и астрологию.
Появившееся в Ветхом Завете обозначение язычников как просто других народов (евр. гои) в отличие от израильтян, затем перешло и в Новый Завет, но уже не в качестве противопоставления собственно еврейской идентичности. Таким образом, если отталкиваться от значения древнегреческого слова «язычник», то можно говорить, что язычество – это то, что естественным образом производят народы в своем религиозном сознании, предоставленном самому себе. Собственно, выражение «языческая вера» – это и есть «народная вера». Ведь, например, человеку в каком-то смысле естественно верить, что его жизнью управляют внешние силы, и кому это делать, как не прекрасным звездам? В этом – исток астрологии или обожествления небесных тел, которое было тоже так широко распространено в античности. Точно так же естественно верить в возможность пообщаться с умершими и потусторонними духами – ведь очень тянет узнать, что же «там», после смерти, будет. Любое суеверие паразитирует на реальной проблеме. А Православие как правая вера блокирует языческие верования и установки и направляет человека по истинному духовному пути.
Можно еще сказать, что язычество – это естественный результат религиозных исканий людей или народов. В то же время библейский монотеизм не произведен естественно-культурными механизмами, создающими различные религиозные мифы. Заветы, как Ветхий, так и Новый имеют принципиально иную основу – в них Сам Бог пожелал открыть Себя людям.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии