Яд Василиска. Бывший священник лишает семьи интереса к жизни. Ольга Токмакова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ проводит дополнительную проверку деятельности бывшего священника Русской православной церкви (РПЦ), ушедшего в раскол и называющего себя "игуменом Василиском".

Вернуть невозможно

Жена и обе дочери спасателя международного класса, мастера спорта по альпинизму СССР Александра Светлова (фамилия изменена) - сотрудника поискового отряда Северной Осетии - третий год живут за высоким забором на подворье Василиска, страшась покинуть свой добровольный "монастырь" в поселке Пятигорском. Все, что осталось теперь у их мужа и отца, - семейные фотографии да редкие встречи с родными. Александр так же, как родственники других затворников, приезжает сюда, чтобы хоть на минутку увидеть своих детей, а покидает их с чувством полного бессилия. Жена, с которой они прожили почти 20 лет, осенью 2004 года ушла, забрав с собой дочерей. Уехали они почти сразу после трагедии в бесланской школе.

Вернувшись из того кошмара, Александр понял, что и в его дом пришло горе - в опустевшей квартире ждала прощальная записка. Младшей тогда было 15 лет, а старшей - 18. Свое будущее они решили посвятить новому "отцу". Дочери, не раздумывая, бросили учебу в институте и колледже. Весь трагизм ситуации Светлов начал понимать, когда обнаружил, что его жена Наталия сожгла свой паспорт, а в документе дочери была вырезана фотография. Супруга пояснила, что отказывается восстанавливать документы, потому что там "сатанинские штрихи".

- Куда я только не обращался, - говорит Александр, - в МВД, прокуратуру, территориальное отделение милиции поселка Пятигорского. Но ничего криминального в деятельности Василиска они не находили. Если говорить про нарушение паспортного режима, то за это положено только административное наказание - штраф. Но ведь ясно, что людей он превращает в зомби - они работают на него, несут ему деньги.

Последний раз Александр видел детей полтора месяца назад - они вышли к нему, но на свои имена уже не отзывались. К тому же в разговор постоянно вступали последователи "игумена", рассказывая о страшной участи тех, кто покинул эти места.

- Друзья по несчастью рассказали мне, что означает имя Василиск, - говорит Александр Светлов, - это мифическое чудовище, способное убивать одним только взглядом. Я считаю, что срочно надо предпринимать меры, иначе к нему попадет полстраны.

Технологии Серого

Раскольники под предводительством Василиска обитают в поселке Пятигорском. В близлежащих хуторах последователи уже скупают домовладения.

Как стало известно "РГ", Василий Серый (нынешний Василиск) долгое время жил в Грузии, до 1990 года был настоятелем христианского храма в Кахетии, в городе Лагодехи, и ничего криминального за этим священником не наблюдалось.

Сегодня же в сети Интернет легко можно найти обращение Василиска к духовным чадам. Вещает он как "игумен", взяв имя святого христианского мученика, но самыми нехорошими словами кроет идентификационный номер налогоплательщика и российский паспорт, называя содержащуюся в них информацию "числом зверя". Также отказывается от Патриарха, оставляя себе миссию нового спасителя.

Как рассказал руководитель пресс-службы Ставропольской и Владикавказской епархии Евгений Бронский, этот небольшой поселок последователи Василиска называют по-разному, в том числе и монастырем. Существует он около восьми лет. Сейчас в руках Серого и тех, кто за ним стоит, судьбы нескольких десятков человек. По мнению представителей епархии, Василиск - это бренд, за которым скрываются другие люди.

Серый пришел на служение в Ставропольскую и Владикавказскую Епархию в середине девяностых и около трех лет был настоятелем храма Серафима Саровского в поселке Пятигорском. Однако очень быстро прихожане стали отмечать странности агрессивно настроенного "отца". Если выражаться языком РПЦ, то Серый ушел в раскол, он запрещен в священнослужении и не может совершать богослужения, таинства и требы.

- Такие люди, как Серый, - заключает пресс-секретарь епархии, - говорят о себе как о ревнителях, защитниках православия, а на самом деле они воюют против церкви, против веры, губят души людей, которые идут за ними. Понятно, что если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Так поступает и бывший игумен Василиск.

Комментарии

Сергей Захаров, руководитель Ессентукского межрайонного следственного отдела при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю:

- Поводом для прокурорской проверки Василиска стала статья, размещенная в местной газете. Кроме того, к нам поступило заявление от гражданки Христосовой о том, что ее сын был похищен. Она считает, что к этому причастен Василий Серый. Однако проверка показала, что 23-летний Христосов живет на съемной квартире в городе Пятигорске, предоставленной ему одним из членов общины Василиска, а молельный дом посещает, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Как выяснилось, имущество он не отдавал, поскольку просто ничего не имеет.

При нашем посещении молельного дома представитель Василиска заявил, что игумен отправился к святым местам, а от церкви отделился потому, что не согласен с финансовой политикой московской патриархии. Опросили мы и людей, которые посещают этот дом. Они утверждают, что приходят сюда по доброй воле. Сотрудники милиции осмотрели усадьбу - те же кресты и те же иконы, что и в традиционной церкви. Для проведения общенадзорной проверки в прокуратуру Предгорного района направлено предложение по поводу возможных нарушений Федерального закона "Об общественных объединениях и религиозной деятельности". К слову, эта община проверялась несколько раз. И во всех случаях в возбуждении уголовного дела было отказано. Сейчас проверка возобновлена в рамках УПК, но пока решение не принято. Имеется в виду статья 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Чтобы дать объективную юридическую оценку, мы планируем привлечь эксперта в области религиоведения.

Игорь Былим, заслуженный врач России, кандидат психологических наук, главный врач краевой клинической психиатрической больницы:

- Человек может попасть под влияние адептов, имея определенные черты характера. К примеру, повышенную внушаемость, ведомость, пассивность. Причиной зависимости может стать невротическое расстройство и посттравматический синдром, последствия психологического надлома, финансовых кризисов, проблема отцов и детей. Кроме того, все больше людей находятся в состоянии хронической депрессии, которая позволяет им вести прежний образ жизни, но уже с "потухшими глазами". Они также могут попасть в секту.

В Ставропольском крае мы в основном встречались с зависимостью последователей Белого Братства. Сейчас вопрос о способах помощи таким людям в стадии изучения. Убрать "наваждение" очень сложно, с каждым человеком надо работать индивидуально, выявляя способ его "декодирования". А вот лидерами таких групп может двигать либо идея наживы, либо они просто больны. Идейный вдохновитель ухода своих последователей в подземелье в Пензенской области сейчас обследуется в психиатрической клинике. Не исключено, что это требуется и Василиску.

Хотя встречаются и случаи использования специальных технологий - людей намеренно обучают практикам медитации, применяют гипнотическое воздействие, нейролингвистическое программирование. В итоге жертвы учения оказываются в атмосфере группового психологического давления. Неофитов "бомбардируют любовью", рассеивающей все сомнения, взращивают потребность в новой семье. Все их свободное время под жестким контролем. В итоге у человека появляется ощущение беспомощности вне группы. Его жизнь заполняется непрерывным молитвенным бдением, сочетающимся с изнурительным трудом и полуголодным существованием. На этом этапе уже формируется страх и чувство вины, а в итоге - слепое подчинение. Для начала, чтобы оказать медицинскую помощь, их обязательно надо изолировать от того окружения, где они находятся. Понятно, что юридическим основанием для этого может быть только возбуждение уголовного дела.

Российская газета - Северный Кавказ

http://www.anti-raskol.ru/pages/2342