Яд Василиска. Бывший священник лишает семьи интереса к жизни. Ольга Токмакова
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ проводит дополнительную проверку деятельности бывшего священника Русской православной церкви (РПЦ), ушедшего в раскол и называющего себя "игуменом Василиском".
Вернуть невозможно
Жена и обе дочери спасателя международного класса, мастера спорта по альпинизму СССР Александра Светлова (фамилия изменена) - сотрудника поискового отряда Северной Осетии - третий год живут за высоким забором на подворье Василиска, страшась покинуть свой добровольный "монастырь" в поселке Пятигорском. Все, что осталось теперь у их мужа и отца, - семейные фотографии да редкие встречи с родными. Александр так же, как родственники других затворников, приезжает сюда, чтобы хоть на минутку увидеть своих детей, а покидает их с чувством полного бессилия. Жена, с которой они прожили почти 20 лет, осенью 2004 года ушла, забрав с собой дочерей. Уехали они почти сразу после трагедии в бесланской школе.
Вернувшись из того кошмара, Александр понял, что и в его дом пришло горе - в опустевшей квартире ждала прощальная записка. Младшей тогда было 15 лет, а старшей - 18. Свое будущее они решили посвятить новому "отцу". Дочери, не раздумывая, бросили учебу в институте и колледже. Весь трагизм ситуации Светлов начал понимать, когда обнаружил, что его жена Наталия сожгла свой паспорт, а в документе дочери была вырезана фотография. Супруга пояснила, что отказывается восстанавливать документы, потому что там "сатанинские штрихи".
- Куда я только не обращался, - говорит Александр, - в МВД, прокуратуру, территориальное отделение милиции поселка Пятигорского. Но ничего криминального в деятельности Василиска они не находили. Если говорить про нарушение паспортного режима, то за это положено только административное наказание - штраф. Но ведь ясно, что людей он превращает в зомби - они работают на него, несут ему деньги.
Последний раз Александр видел детей полтора месяца назад - они вышли к нему, но на свои имена уже не отзывались. К тому же в разговор постоянно вступали последователи "игумена", рассказывая о страшной участи тех, кто покинул эти места.
- Друзья по несчастью рассказали мне, что означает имя Василиск, - говорит Александр Светлов, - это мифическое чудовище, способное убивать одним только взглядом. Я считаю, что срочно надо предпринимать меры, иначе к нему попадет полстраны.
Технологии Серого
Раскольники под предводительством Василиска обитают в поселке Пятигорском. В близлежащих хуторах последователи уже скупают домовладения.
Как стало известно "РГ", Василий Серый (нынешний Василиск) долгое время жил в Грузии, до 1990 года был настоятелем христианского храма в Кахетии, в городе Лагодехи, и ничего криминального за этим священником не наблюдалось.
Сегодня же в сети Интернет легко можно найти обращение Василиска к духовным чадам. Вещает он как "игумен", взяв имя святого христианского мученика, но самыми нехорошими словами кроет идентификационный номер налогоплательщика и российский паспорт, называя содержащуюся в них информацию "числом зверя". Также отказывается от Патриарха, оставляя себе миссию нового спасителя.
Как рассказал руководитель пресс-службы Ставропольской и Владикавказской епархии Евгений Бронский, этот небольшой поселок последователи Василиска называют по-разному, в том числе и монастырем. Существует он около восьми лет. Сейчас в руках Серого и тех, кто за ним стоит, судьбы нескольких десятков человек. По мнению представителей епархии, Василиск - это бренд, за которым скрываются другие люди.
Серый пришел на служение в Ставропольскую и Владикавказскую Епархию в середине девяностых и около трех лет был настоятелем храма Серафима Саровского в поселке Пятигорском. Однако очень быстро прихожане стали отмечать странности агрессивно настроенного "отца". Если выражаться языком РПЦ, то Серый ушел в раскол, он запрещен в священнослужении и не может совершать богослужения, таинства и требы.
- Такие люди, как Серый, - заключает пресс-секретарь епархии, - говорят о себе как о ревнителях, защитниках православия, а на самом деле они воюют против церкви, против веры, губят души людей, которые идут за ними. Понятно, что если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Так поступает и бывший игумен Василиск.
Сергей Захаров, руководитель Ессентукского межрайонного следственного отдела при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю:
- Поводом для прокурорской проверки Василиска стала статья, размещенная в местной газете. Кроме того, к нам поступило заявление от гражданки Христосовой о том, что ее сын был похищен. Она считает, что к этому причастен Василий Серый. Однако проверка показала, что 23-летний Христосов живет на съемной квартире в городе Пятигорске, предоставленной ему одним из членов общины Василиска, а молельный дом посещает, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Как выяснилось, имущество он не отдавал, поскольку просто ничего не имеет.
При нашем посещении молельного дома представитель Василиска заявил, что игумен отправился к святым местам, а от церкви отделился потому, что не согласен с финансовой политикой московской патриархии. Опросили мы и людей, которые посещают этот дом. Они утверждают, что приходят сюда по доброй воле. Сотрудники милиции осмотрели усадьбу - те же кресты и те же иконы, что и в традиционной церкви. Для проведения общенадзорной проверки в прокуратуру Предгорного района направлено предложение по поводу возможных нарушений Федерального закона "Об общественных объединениях и религиозной деятельности". К слову, эта община проверялась несколько раз. И во всех случаях в возбуждении уголовного дела было отказано. Сейчас проверка возобновлена в рамках УПК, но пока решение не принято. Имеется в виду статья 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Чтобы дать объективную юридическую оценку, мы планируем привлечь эксперта в области религиоведения.
Игорь Былим, заслуженный врач России, кандидат психологических наук, главный врач краевой клинической психиатрической больницы:
- Человек может попасть под влияние адептов, имея определенные черты характера. К примеру, повышенную внушаемость, ведомость, пассивность. Причиной зависимости может стать невротическое расстройство и посттравматический синдром, последствия психологического надлома, финансовых кризисов, проблема отцов и детей. Кроме того, все больше людей находятся в состоянии хронической депрессии, которая позволяет им вести прежний образ жизни, но уже с "потухшими глазами". Они также могут попасть в секту.
В Ставропольском крае мы в основном встречались с зависимостью последователей Белого Братства. Сейчас вопрос о способах помощи таким людям в стадии изучения. Убрать "наваждение" очень сложно, с каждым человеком надо работать индивидуально, выявляя способ его "декодирования". А вот лидерами таких групп может двигать либо идея наживы, либо они просто больны. Идейный вдохновитель ухода своих последователей в подземелье в Пензенской области сейчас обследуется в психиатрической клинике. Не исключено, что это требуется и Василиску.
Хотя встречаются и случаи использования специальных технологий - людей намеренно обучают практикам медитации, применяют гипнотическое воздействие, нейролингвистическое программирование. В итоге жертвы учения оказываются в атмосфере группового психологического давления. Неофитов "бомбардируют любовью", рассеивающей все сомнения, взращивают потребность в новой семье. Все их свободное время под жестким контролем. В итоге у человека появляется ощущение беспомощности вне группы. Его жизнь заполняется непрерывным молитвенным бдением, сочетающимся с изнурительным трудом и полуголодным существованием. На этом этапе уже формируется страх и чувство вины, а в итоге - слепое подчинение. Для начала, чтобы оказать медицинскую помощь, их обязательно надо изолировать от того окружения, где они находятся. Понятно, что юридическим основанием для этого может быть только возбуждение уголовного дела.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии