Яблочный Спас. Протоиерей Максим Козлов
Позавчерашний день, 19 августа, был праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12-ти главных событий церковно-богослужебного года?
Незадолго до своих крестных страданий Иисус Христос поднялся на гору Фавор, берет с собой трех своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть, изменяется перед ними.
Один из евангелистов, Марк, пишет:
Одежды его сделались блистающими, весьма белыми как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.
Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовади с Ним о том, что должно в скорости произойти. А потом апостол Пётр трогательно говорит:
Нам так хорошо, Господи, тут с тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем Илией, и останемся тут.
Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснётся.
Но Господь берёт его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности своей идеи, философ, что он – Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но, одновременно и Бог, Сын Бога живого .
С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.
Не Сыном Божьим, по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божьими, и уж тем более, не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову — просто хорошим человеком, а настоящим Богом.
Праздник преображения — это кроме того ещё и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная – есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье и человек — венец этого творения.
Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми его любовью путями ведёт всю эту Вселенную все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикоснования к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть, молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца 18-го – начала 19-го веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовилом, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это – не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.
И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы – от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей — напоминание: Не бойся зла!
Тот, Кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии