Я – первый без равных: как патриарх Варфоломей решил изменить экклезиологию. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх предлагает изменить экклезиологию Церкви, чтобы стать безраздельным властителем в Православии. Фото: СПЖ

Глава Фанара заявил, что православным нужно пересмотреть экклезиологию Церкви и признать – в ней есть Первый с «особыми полномочиями». Что это означает?

Человек может по тем или иным причинам скрывать от других свое истинное мировоззрение, свои убеждения и свои цели. Но бывают моменты, когда он их раскрывает, делает видимыми для всех, не таясь признает себя таким, какой он есть на самом деле. В английском языке это явление называется «каминг-аут» (coming out – раскрытие, выход).

Патриарх Варфоломей, ранее неоднократно заявлявший о том, что он и возглавляемый им Константинопольский патриархат являются хранителями чистоты Православия, догматов веры и канонов Церкви теперь заявляет о том, что это нужно изменить. Не все, конечно, но вот догмат о Церкви и все вытекающие из этого положения – точно. Саморазоблачение состоялось в интервью патриарха Варфоломея «Национальному вестнику» по случаю 29-й годовщины пребывания на Константинопольском престоле.

Скриншот сайта ekirikas.com

На вопрос корреспондента: «О чем больше всего переживает ваша душа относительно Вселенской Православной Церкви?» патриарх Варфоломей ответил следующим образом:

«Безусловно, о её единстве, ради которого Вселенский Патриархат много делал на протяжении веков, а я с первых месяцев своего Патриаршего служения придавал ему большое значение, поэтому в марте 1992 года я созвал на Священный Синод братьев Православных Предстоятелей в Фанаре в виде неофициального и неизвестного до тех пор информационно-консультативного органа.

С тех пор было проведено множество подобных встреч Предстоятелей, последняя из которых состоялась в январе 2016 года в Женеве. Кульминацией наших усилий по обеспечению всеправославного единства и сотрудничества стало содействие подготовке и созыву Святого и Великого Синода на Крите, который выдвинул на первый план Православие, которое смело дает добрые свидетельства миру, смотрит в будущее и не вспоминает пассивно и ностальгически о прошлом. 

Тех, кто не участвовал в этом Синоде, но участвовал в его подготовке, будет судить история. В любом случае я уверен, что они не получат похвалы за этот свой поступок.

Мы, православные, должны подвергнуть себя самокритике и пересмотреть нашу экклезиологию, если мы не хотим стать федерацией Церквей протестантского типа.

Поскольку в нашем рукоположении во епископа мы клянемся подчиняться решениям Вселенских соборов, мы должны признать, что в неделимом Вселенском Православии есть один «Первый», не только по чести, но и «Первый» с особыми обязанностями и каноническими полномочиями, возложенными Вселенскими соборами.

Это гарантия сохранения единства во времени и общего свидетельства Православия в современном мире».

Мы, православные, должны пересмотреть нашу экклезиологию, если мы не хотим стать федерацией Церквей протестантского типа.

Патриарх Варфоломей

Как отцы Церкви относились к тем, кто предлагал пересмотреть ее экклезиологию?

Анализировать это высказывание начнем с самого главного: «Мы, православные, должны подвергнуть себя самокритике и пересмотреть нашу экклезиологию…»

Православная экклезиология выражается одним из членов Символа веры: «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь».

Православной Церкви чуждо учение об эволюции догматов, их видоизменения или какого-то дополнительного раскрытия. Догматы Церкви являются непреложными, каким бы авторитетом ни обладал желающий их «усовершенствовать» и какие бы цели он не преследовал. Святой апостол Павел писал Галатам: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 8-9).

Пересмотр, а равно как и дополнение или отмена любого члена Никео-Цареградского символа веры строго запрещается Вселенскими соборами.

В Деянии 5 IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.) говорится: «Тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или проповедовать, или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или из иудейства, или из какой-нибудь ереси, таковым, если будут епископы или клирики, епископам быть чуждыми епископства, а клирикам – клира; если же будут монашествующие или миряне, таковым быть под анафемою».

Деяние 18 VI Вселенского Собора в Константинополе (681 г.) еще более усиливает этот запрет, заостряя внимание на невозможности даже текстуального изменения Символа веры: «Тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или распространять или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или иудейства, или ереси какой-нибудь, или вводить новые слова, или изобретать чтение, к превращению ныне нами определенного, – тем, если они епископы или клирики, быть чуждым – епископам епископства, клирикам клира, если же монахи, или миряне, быть под анафемой».

Мы должны признать, что в неделимом Вселенском Православии есть один «Первый», не только по чести, но и «Первый» с особыми обязанностями и каноническими полномочиями.

Патриарх Варфоломей

Таким образом патриарх Варфоломей своими словами о необходимости пересмотра догмата о Церкви определил себя «быть чуждым епископства».

Теперь давайте посмотрим, что именно он хочет изменить в православном учении о Церкви.

Отвечая на вопрос, о чем больше всего переживает его душа относительно Церкви, патриарх Варфоломей отвечает: «о ее единстве». И действительно Церковь Христова – Едина и это единство нужно беречь. Но возникает вопрос: единство вокруг чего? Или иначе, на чем основывается единство Церкви? И на эти вопросы Священное Писание и патриарх Варфоломей отвечают по-разному.

«…никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11).

«Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе…» (Еф. 2, 19-21).

Сам Господь сказал апостолу Петру, что Церковь стоит на исповедании веры, которое произнес Петр. Веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф. 16, 15-18).

В своей Первосвященнической молитве Господь наш Иисус Христос молится именно о единстве верующих в Пресвятой Троице и ни в чем ином: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).

Церковь имеет своим основанием и главою Иисуса Христа: «…Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23).

Священное Писание говорит и о Святом Духе, как об основе единства Церкви: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 1-6).

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12, 4-6).

Нигде в Писании нет слов о том, что единство понимается как подчинение единому административному центру церковной власти. Нигде нет упоминания об «особых обязанностях и канонических полномочиях». Ни один апостол Христов никогда их не имел и не домогался.

Что предлагает глава Фанара?

Вопреки этим и многим другим свидетельства Священного Писания патриарх Варфоломей предлагает основать единство Церкви на… нем самом, т.е. на первенстве власти Константинопольского патриарха. Вот что он говорит: «…мы должны признать, что в неделимом Вселенском Православии есть один «Первый», не только по чести, но и «Первый» с особыми обязанностями и каноническими полномочиями, возложенными Вселенскими соборами. Это гарантия сохранения единства во времени и общего свидетельства Православия в современном мире».

То есть гарантией единства, по мнению патриарха Варфоломея, выступает не общее исповедание веры, не Господь наш Иисус Христос и не Святой Дух, а вот этот самый «"Первый" с особыми обязанностями и каноническими полномочиями». Это учение действительно новое и совершенно чуждое Священному Писанию и истории Церкви. Нигде в Писании нет слов о том, что единство понимается как подчинение единому административному центру церковной власти. Нигде нет упоминания об «особых обязанностях и канонических полномочиях». Ни один апостол Христов никогда их не имел и не домогался. Даже апостол Петр, называемый в Церкви Первоверховным (впрочем, наравне с апостолом Павлом). Православные богословы это доказали еще в эпоху споров о первенстве римского епископа.

Нет также и ни одного правила Вселенских соборов, которое бы наделяло Константинопольского патриарха, а равно и любого другого епископа «особыми обязанностями и каноническими полномочиями». Здесь патриарх Варфоломей просто говорит неправду, почему-то думая, что никто не заглянет в правила Вселенских Соборов и не проверит. Проверить нетрудно. Непосредственно о статусе Константинопольской кафедры говорят: 3-е Правило II Вселенского Собора, 28-е Правило IV-го и 36-е VI-го. Не будем приводит здесь тексты этих Правил, скажем лишь, что, во-первых, все они говорят максимум о первенстве чести, а отнюдь не власти. А во-вторых, что первенство чести Правила основывают ни на чем ином, как на политическом положении Константинополя, как столицы Империи. Чего, как нетрудно догадаться, уже нет и в помине более 500 лет.

Нет ни одного правила Вселенских соборов, которое бы наделяло Константинопольского патриарха, а равно и любого другого епископа «особыми обязанностями и каноническими полномочиями».

Таким образом патриарх Варфоломей обличил сам себя. Он прямым текстом сообщил, что намерен перестроить Церковь совершенно не так, как ее устроил Господь наш Иисус Христос. Он сообщил о намерении пересмотреть догмат о Церкви. Он сказал о том, что отныне власть Константинопольского патриарха должна гарантировать единство Церкви. Он сказал это сам совершенно ясно и недвусмысленно: «Мы, православные, должны подвергнуть себя самокритике и пересмотреть нашу экклезиологию…».

Учение патриарха Варфоломея предполагает, что Церковь уже:

  • не Единая, поскольку основывается не на единстве в Боге, а на единстве административной власти Константинопольского патриарха;
  • не Святая, поскольку патриарх Константинополя человек и как человек подвержен влиянию греха («несть человек, иже жив будет, и не согрешит»);
  • не Соборная, поскольку главным видимым органом управления Церковью является уже не собор, а Константинопольский патриарх, «первый» с особыми полномочиями;
  • не Апостольская, поскольку апостолы Христовы учили совсем не так, как учит нынешний глава Константинопольского патриархата.

Саморазоблачение налицо. Патриарх Варфоломей проповедует учение, чуждое учению Церкви. А раз так, то вопрос, который должны сегодня соборно решить Поместные Православные Церкви – это не вопрос о признании или непризнании ПЦУ, а вопрос о православности Константинопольского патриарха.

Имеет смысл еще раз привести слова святого апостола Павла: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 8-9).

https://spzh.news/ru/zashhita-very/75884-ja--pervyj-bez-ravnyh-kak-patri...