Выставку произведений Натальи Нестеровой представили в Новой Третьяковке
Новая Третьяковка представляет выставку, посвященную творчеству Натальи Нестеровой. Московское полуофициальное искусство 70-х (так называемый левый МОСХ), к которому принадлежала и Нестерова, создавало параллельный мир, в противовес окружающей действительности. Зашифрованные в живописи послания разгадывала Юлия Кундрюкова.
Наталья Нестерова не дожила до своего юбилея всего пару лет. Эту вставку к 80-летию организовал ее сын – Лев Нестеров-Раппопорт. Он подарил Третьяковке многочастную картину "Избиение младенцев" – эту работу 2015 года в России еще не видел никто. "Я эту работу подарил Третьяковской галерее во-первых, потому что большие полиптихи чрезвычайно тяжело экспонировать в домашних условиях и в частных коллекциях, тем более религиозный сюжет – не все готовы с ним жить", – объяснил сын художницы Натальи Нестеровой Лев Нестеров-Раппопорт.
Выставка называется "Истории и Ребусы" – кураторы предлагают зрителям разгадать их самим. Подчеркивая, что в каждой работе – много символов и смыслов. "Живопись Натальи Нестеровой очень метафоричная, очень лиричная, в некотором смысле очень личная. Она с ранних лет, почти сразу после того, как закончила Суриковский институт, нашла свой путь", – отметила хранитель отдела живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Светлана Коткина.
Выходила из стен института, когда в живописи еще сохранялись отзвуки соцреализма. И первые работы – демонстрация ухода от его канонов. Вот вечер в доме архитекторов. На сцене – вполне типичный советский человек, но то, как изображены зрители, выбивается из контекста. Чаще всего лица персонажей – либо в профиль, либо с затылка, а иногда и вовсе – в масках. "Творчество – мощное, глубокое, философское. Часто – совершенно не комплиментарное по отношению к человеку, к человечеству, к нашему времени, цивилизации XX, XXI века", – подчеркнула заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской гелереи Татьяна Карпова.
Когда Наталья Нестерова впервые оказалась заграницей – первое, от чего пришла в восторг – это краски. В своей палитре использовала чаще землистые цвета, как на работе "Охота", похожей на гобелен. Чтобы показать такие крупные композиции, в Третьяковке достраивали стены. В постоянной экспозиции есть несколько работ Нестеровой, но эти – собранные буквально по кусочкам – раньше не видел никто, включая саму художницу.
Последние 20 лет своей жизни Наталья Нестерова писала в больших форматах. Но не на огромных холстах: она собирала картину как пазл. Не делала общего эскиза. Всё, что должно было получиться в итоге – держала в голове. И в собранном виде свои работы не видела ни разу.
Она писала один фрагмент, приставляла к нему следующий холст, размечала на стыке, где должно быть продолжение фигуры, и писала дальше. Кураторы говорят, что разгадка смыслов ее работ – в отстраненном взгляде на мир. Это такое наблюдение за жизнью – человечество от библейских времен до наших дней: в его суете и сомнительных ценностях. Всё это как будто зашифровано в необычном стиле: искусствоведы называют его сюрреалистичным примитивизмом. Но самой художнице подобные формулировки не нравились никогда.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии