Выставка "Во имя промысла" стала своеобразной картой традиционных ремесел страны
Хохлома, гжель и михайловское кружево – выставка "Во имя промысла" Всероссийского музея декоративного искусства стала своеобразной картой традиционных ремесел нашей страны. Как художественное наследие прошлого воспринимать сегодня, узнала Алия Шарифуллина.
В какой бы регион России вы ни поехали, у него почти наверняка есть традиционное ремесло: гусь-хрустальное стекло, вологодское кружево, курский ковер – экзотика, которую скупали за рубежом за баснословные деньги. Например, знаменитые жостовские подносы хранятся в коллекциях испанского короля Хуана Карлоса и английской королевы Елизаветы II. Но как относятся к народным промыслам сегодня в нашей стране? Может ли историческое наследие вписаться в современный мегаполис? И станут ли однажды матрешки моднее и актуальнее? Ответы на вопросы стоит искать на этой выставке. "Во имя промысла" не столько про то, что было в прошлом, сколько про то, что с этим будет в будущем.
"Выставка – именно отражение лучших достижений в этой области. Мы много узнаем о том, как жили и работали художественные производства, люди и что из этого опыта мы можем сегодня взять, чтобы развивались наши сегодняшние креативные индустрии", – рассказала директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.
Давние соперники гжель и хохлома – на одной площадке, тут же якутская кость и балхарская керамика. Каждый из отобранных предметов – легенда, один другого значимее, интереснее. Удивительная сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Такую цельную композицию показывают впервые, уверяют организаторы. Куратором выставки выбрали Нину Гомиашвили, которая специализируется на фотопроектах. Через эту необычную оптику в музее хотят показать иной взгляд на народные промыслы.
"Я отталкивалась от детских воспоминаний, потому что большинство предметов промысла так или иначе появлялись в наших домах. В детстве ты не думаешь о том, что это промысел, о его корнях. Вырастешь и смотришь на это с другой стороны. В первую очередь ты видишь в этом свое детство. Поэтому я уверена, что стар и млад, который сюда придет, увидит предмет из своего детства, почувствует какое-то тонкое воспоминание", – отметила куратор выставки Нина Гомиашвили.
Сотни экспонатов – не найти в каком-то из них отголоски своей памяти практически невозможно. А дальше – через личное отношение к предмету пробудить интерес к его истории. Народный художественный промысел ХХ века как сложное и яркое явление культуры предстаёт разными гранями: как локальная художественная традиция, как природный материал, с которым работают мастера, как производство. Вспомним, что привычное нам слово "промышленность" – того же корня, что и слово "промысел". Красота и польза в каждом предмете, а еще и вдохновение для современных исследователей, художников и дизайнеров.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии