Выставка "Во имя промысла" стала своеобразной картой традиционных ремесел страны

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выставка "Во имя промысла" стала своеобразной картой традиционных ремесел страны
"Во имя промысла" не столько про то, что было в прошлом, сколько про то, что с этим будет в будущем.

Хохлома, гжель и михайловское кружево – выставка "Во имя промысла" Всероссийского музея декоративного искусства стала своеобразной картой традиционных ремесел нашей страны. Как художественное наследие прошлого воспринимать сегодня, узнала Алия Шарифуллина.

В какой бы регион России вы ни поехали, у него почти наверняка есть традиционное ремесло: гусь-хрустальное стекло, вологодское кружево, курский ковер – экзотика, которую скупали за рубежом за баснословные деньги. Например, знаменитые жостовские подносы хранятся в коллекциях испанского короля Хуана Карлоса и английской королевы Елизаветы II. Но как относятся к народным промыслам сегодня в нашей стране? Может ли историческое наследие вписаться в современный мегаполис? И станут ли однажды матрешки моднее и актуальнее? Ответы на вопросы стоит искать на этой выставке. "Во имя промысла" не столько про то, что было в прошлом, сколько про то, что с этим будет в будущем.

"Выставка – именно отражение лучших достижений в этой области. Мы много узнаем о том, как жили и работали художественные производства, люди и что из этого опыта мы можем сегодня взять, чтобы развивались наши сегодняшние креативные индустрии", – рассказала директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.

Давние соперники гжель и хохлома – на одной площадке, тут же якутская кость и балхарская керамика. Каждый из отобранных предметов – легенда, один другого значимее, интереснее. Удивительная сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Такую цельную композицию показывают впервые, уверяют организаторы. Куратором выставки выбрали Нину Гомиашвили, которая специализируется на фотопроектах. Через эту необычную оптику в музее хотят показать иной взгляд на народные промыслы.

"Я отталкивалась от детских воспоминаний, потому что большинство предметов промысла так или иначе появлялись в наших домах. В детстве ты не думаешь о том, что это промысел, о его корнях. Вырастешь и смотришь на это с другой стороны. В первую очередь ты видишь в этом свое детство. Поэтому я уверена, что стар и млад, который сюда придет, увидит предмет из своего детства, почувствует какое-то тонкое воспоминание", – отметила куратор выставки Нина Гомиашвили.

Сотни экспонатов – не найти в каком-то из них отголоски своей памяти практически невозможно. А дальше – через личное отношение к предмету пробудить интерес к его истории. Народный художественный промысел ХХ века как сложное и яркое явление культуры предстаёт разными гранями: как локальная художественная традиция, как природный материал, с которым работают мастера, как производство. Вспомним, что привычное нам слово "промышленность" – того же корня, что и слово "промысел". Красота и польза в каждом предмете, а еще и вдохновение для современных исследователей, художников и дизайнеров.

https://smotrim.ru/article/3621807