Выставка об исследовании двух полотен Клода Моне – в ГМИИ им. Пушкина
История одного исследования. Музей изобразительных искусств имени Пушкина открывает выставку "Руанские соборы". Искусствоведы, реставраторы, химики тщательно изучили и сравнили два полотна из знаменитого цикла Клода Моне. Что нового узнали о методе работы "основателя импрессионизма" и как это покажут на выставке – выяснила Юлия Струкова.
"Руанский собор" в полдень и он же вечером – эти картины Моне в собрании Пушкинского несколько десятилетий. Их неоднократно исследовали, но впервые комплексно, современными технологическими средствами. С помощью рентгена, инфракрасного излучения, анализа структуры и состава пигментного слоя получили новые данные о методе работы мастера. "Моне приезжал в Руан, где у него жили родственники. Он снимал двухкомнатный номер в гостинице. Ставил несколько холстов, и на протяжении двух месяцев он их писал. Дело в том, что импрессионисты писали, в частности Моне, составом краски на маковом масле, которое очень долго сохнет, то есть вы можете очень долго дописывать картину – и на выходе всё это, конечно, довольно серьезно меняет первоначальный авторский замысел", – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачёва.
То, что картины писались не одномоментно, подтверждают авторские подписи – это доказали химики. "Была теория, что он эти картины писал в разное время и подписывал в один момент. Соответственно, у нас получилось, что подписи немножко отличаются и по пигментному составу, и по степени окисленности", – сообщила эксперт по технико-технологической экспертизе Дарья Соловьёва.
От 20 до 40 картин и набросков Руанского собора было создано Клодом Моне – ученые до сих пор не знают точного количества. Ведь импрессионисты изображали один и тот же объект в разное время. Серию Руанского собора Моне писал два года, закончил в 1894-м. В это время импрессионизм почти перестает существовать. Клоду Моне за 50, но он продолжает искать новые методы в искусстве. Экспериментирует с готической стеной собора. "Собор покрыт скульптурой. Он пытается ее дематериализовать и превратить в чистый арт, чистое искусство – игру цвета и света. И, конечно, с этим очень мучается. Не случайно у нас здесь представлена инсталляция, воспроизводящая палитру Моне, видно, что он использует очень много белил", – пояснила зам. заведующего отделом нового западного искусства ГМИИ им. Пушкина, куратор проекта Анна Познанская.
Живопись картин Моне при исследовании похожа на толстый многослойный пирог. Опасность и сложность для реставраторов в том, что толстый пастозный слой краски положен на не очень хорошего качества холст. Пять слоев живописи – "Руанский собор вечером" и порядка двадцати – "Руанский собор днем". Он же на 600 граммов тяжелее. На него в сумме ушло порядка трех килограммов краски. "Это почти в точности соответствует одному из писем Моне его жене, в котором он пишет, что собор валил его с ног, он казался ему то желтым, то синим, то розовым. Исследования красочного слоя показывают: он действительно менял, мог по голубому цвету вдруг нанести желтый, потом розовый", – отметил куратор проекта, зав. отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ ГМИИ им. Пушкина Юлий Питеря.
Художник желал, чтобы все полотна были в одной коллекции. Но они разошлись по крупнейшим музеям мира – хранятся в Музее Орсэ, нью-йоркском Метрополитене, Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Две картины в Пушкинском – приобретение Щукина. И исследование именно этих работ стало уникальным в мировой практике.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии