Выставка «Надвратные образы башен Московского Кремля» открылась в Музее архитектуры
Фото: blagovest-info.ru
Москва, 8 февраля, Благовест-инфо. Выставка «Надвратные образы башен Московского Кремля» открылась 7 февраля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР). Экспозиция, посвященная истории бытования, утрате и современному восстановлению надвратных икон на проездных башнях Московского Кремля, создана совместно с Фондом Андрея Первозванного (ФАП).
На выставке представлено более 100 экспонатов, отражающих архитектурную историю Кремлевских башен и изменения расположенных на них икон. Экспликация выставочного проекта вводит посетителей в тему: «Размещение икон на проездных воротах является устоявшейся вековой традицией в русской архитектуре. Надвратные образы всегда были важным смысловым символом и неотъемлемой частью фасадного убранства любой крепости. …К началу XX столетия надвратные образы существовали на проездных башнях Кремля: Спасской, Никольской, Троицкой, Кутафьей и Боровицкой. Наиболее древние иконы были признаны памятниками старины и находились под надзором Московского археологического общества. В 1920-е годы памятники были утеряны либо спрятаны, и память о них была практически утрачена».
«История эта драматичная», – сказала на открытии выставки директор МУАР Наталья Шашкова, имея в виду уничтожение надвратных икон и попытки их спасения в 1920-е годы. «В период революционных потрясений многие образы были утрачены или расстреляны, но научное сообщество, великие люди – Игорь Грабарь, Алексей Щусев, реставраторы Григорий Чириков, Дмитрий Сухов и другие – вели борьбу за их сохранение. Они эту битву проиграли, но не полностью: удалось сохранить три образа (один из них был утрачен в 1950-е гг.)». По словам Шашковой, ФАП удалось привлечь ведущих реставраторов и восстановить надвратные иконы Спаса на Спасской башне и святителя Николая на Никольской башне, а также с помощью тщательных исследований специалистов по древнерусскому искусству, в том числе докторов искусствоведения Андрея Баталова и Льва Лифшица выработать иконографию для новых икон. «Рассказ о достигнутых результатах в контексте истории архитектурного ансамбля Московского Кремля позволит посетителям выставки пройти вслед за учеными и реставраторами непростой, но увлекательный и радостный путь возрождения надвратных образов», – считает директор МУАР.
Собор Покрова на Рву, Спасская башня. Лист из альбома «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича». Фото: МУАР
Поиск информации о надвратных образах, раскрытие и реставрация сохранившихся и воссоздание утраченных – об этих задачах масштабного проекта его инициатор – Фонд Андрея Первозванного объявил еще в 2010 г. Председатель Попечительского совета ФАП Владимир Якунин подчеркнул, что для подлинного восстановления исторического наследия необходимы многолетние историко-архивные и натурные изыскания, были изучены все изображения кремлевских башен – от старинных гравюр и рисунков до фотографий (многие из них представлены на выставке). Он поблагодарил всех сотрудников музеев и архивов, которые были причастны к поиску информации, реставраторов, иконописцев, работников Московского Кремля, спонсоров проекта, а также отметил «неоценимую помощь» РПЦ. Это позволило на основании собранного материала воссоздать образы на внутренних сторонах Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Кутафье башнях.«Это единство людей, которые любят нашу историю и культуру», – сказал Якунин о всех, кто внес свой вклад в реализацию проекта.
«Спас Смоленский с преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским». Вид после реставрации 2010 г. Фото: МУАР
Воссоздание надвратных икон – «кажется, что это локальная история, но за ней стоит восстановление исторической справедливости», отметил куратор выставки Анатолий Оксенюк, замдиректора МУАР по научной работе. Он рассказал, что каждая икона или фреска «вплетена в ткань истории России»: так, образ Спаса Смоленского на Спасской башне связывают с возвращением Смоленска в состав Московского государства в 1514 году, а изображение Печерской иконы со святыми Алексеем и Петром – с прекращением осады Москвы татарами в 1521 году. Другие образы – Святого Николая на Никольской башне, Иоанна Крестителя на Боровицкой, Троицы на Троицкой – связаны с древними монастырями и храмами центра Москвы. Святые образы на башнях – это давняя традиция, для современников они были «в порядке вещей», и информацию о почти 500 лет их бытования музейщикам и реставраторам приходилось «собирать по крохам», отметил куратор.
Но результаты исследовательской работы налицо – на выставке показан облик башен в разное время, а также древнейшие планы Кремля, графические и живописные изображения ансамбля и проездных башен XVIII-XIX веков, гравюры разного времени, фотографии, в том числе уникальные снимки послереволюционного времени, посвященные реставрации и обследованию Кремля после обстрела в 1917 году. Картина истории надвратных образов дополнена архивными документами, которые проливают свет на борьбу архитекторов и реставраторов за сохранение этих памятников в начале ХХ века. В экспозиции показаны также современные эскизы воссозданных образов, выполненные специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления, и фотографии реставрации. В проекте принимают участие Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Музеи Московского кремля, Государственный Центральный музей современной истории России, Государственная Третьяковская галерея, Центральный Государственный архив Москвы.
Торжественную церемонию открытия выставки посетили известные реставраторы, иконописцы, архитекторы, представители общественных организаций и православных фондов. С открытием выставки организаторов поздравил митрополит Филиппопольский Нифон, викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока.
Выставку «Надвратные образы башен Московского Кремля» можно посетить до 10 марта 2024 года.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии