Выполняющие Апокалипсис. Андрей Гайосинскас
Село Рожична Оратовского района Винницкой области расположено далеко от центральных трасс, на дороге из районного центра, вымощенной грубым булыжником, изредка встречаются пятна практически стершегося асфальта. Ехать со скоростью выше 20 километров в час не позволяет жалость к дребезжащему автомобилю. Случайный посетитель и не догадается, что тут находится практически духовный центр уникальной украинской конфессии - «Православной Евангельской Апокалипсической Церкви» (ПЕАЦ).
Не являясь типологически ни православной, ни католической церковью, ПЕАЦ сочетает в себе признаки православия, католицизма, позднего протестантизма и церкви нового откровения. К сожалению эта удивительная и исконно украинская церковь незаслуженна обделена вниманием украинского религиоведения, полноценных работ по ее истории и вероучению мне вообще не удалось обнаружить, а отдельные весьма краткие и схематические описания не дают полноценного представления. Более того, в той скудной информации, которую заинтересованному человеку удастся найти, будет достаточно не достоверных данных. Этой статьей я попытаюсь хоть немного исправить такое положение, дав краткую зарисовку истории и специфики вероучения и богослужения "Православной Евангельской Апокалипсической Церкви".
"Православная Евангельская Апокалипсическая Церковь" как отдельная церковная структура берет начало в 1923-1924 годах, когда католический священник Нарцис Гуминский (поляк по национальности) получил откровение от Господа Бога: возродить первую, оригинальную Апостольскую Церковь на Украине; и начал организовывать группу людей, изучающих Откровение Иоанна Богослова и ревностно относящихся к скорому наступлению Апокалипсиса (репрессии двадцатых годов он и его группа считала предвестием самого Апокалипсиса). Также священник Нарцис очень важным считал обновление как Католической, так и Православной Церквей, и объединение их в единую Церковь, в ту, которая была ими же разделена. В 1925 году в городе Погребищи (ныне райцентр в Винницкой области) начал организовывать собственные молитвенные встречи в часовне на католическом кладбище. Вскоре он обратился к иерархии Католической Церкви с предложением провести реформы (внутри церкви бытует история о встрече с самим Папой Римским). Полученному священником откровению от Бога о необходимости обновления значения не придали, понимания он не встретил, и вскоре был запрещен в служении.
Не прекратив проповеди, священник Нарцис отделился от католицизма и объявил о возрождении Апостольской Церкви, так что 1925 год считается годом основания Православной Евангелической Апокалипсической Церкви. Благодаря божественному откровению и вере в близящийся конец света, священника Гуминского стали считать новым пророком Илией. Православная Евангелическая Апокалипсическая Церковь не считает его воскресшим или перевоплотившимся ветхозаветным Илией, но новым духовным Илией, посланным Господом в качестве предвестника Апокалипсиса. Считают, что новый Илия пришел в духе и силе, подобный старозаветному Илии, и Господь излил на него свою благодать. Преисполненный благодатью Пресвятой Троицы, он получил дар правильного истолкования Библии. После запрещения в Церкви Католической, новоявленный пророк Илия обратился с аналогичным предложением обновления и к Православной Церкви, где также не нашел поддержки.
В 1927 году все последователи церкви, принявшей название "Православная Евангелическая Апокалипсическая Христова Церковь", согласно откровению пророка Илии приняли новое крещение (с этих пор последователи церкви именуют его Илией Крестителем), а сам пророк рукоположил группу епископов и священников. Также пророк реформировал (обновил) догматику и церковное богослужение. Последователи церкви стали именоваться православными евангелическими апокалипсистами. Церковь перешла на евангельские позиции, уделяя особенное внимание Библии и ее тексту, в чем имеется сходство с протестантизмом. До сих пор последователи церкви часто цитируют Библию, ссылаются на нее. Также особое внимание было уделено "Откровению Иоанна Богослова", для этой библейской книги (по мнению последователей пророка Илии, незаслуженно забытой традиционными церквями) даже было создано отдельное Апокалипсическое Богослужение. Особо подчеркивается, что апокалипсисты не только признают «Откровение», но и выполняют его. Также пророка Илию Крестителя почитают как большого чудотворца - прославившегося исцелениями именем Иисуса Христа, прозорливостью, а также прочими чудесами. Так, рассказывают историю об одном из его арестов, когда охранники Оратовской милиции вошли в его камеру и не нашли его там. Перепугавшись, что упустили арестованного, они выбежали на улицу и обнаружили пророка молящимся около груши. Испугавшимся охранникам он сказал «Не переживайте, я здесь!», после чего последовал на допрос, после которого был отпущен.
Самым значительным церковным обновлением стоит считать принятие нового крещения - согласно учению церкви, крещение может быть принято дважды. Первый раз в младенчестве, такое крещение практически идентично крещению в православии или католичестве; после детского крещения ребенок может причащаться до 12 лет. Второе же крещение, водой и Святым Духом, преподается уже в осознанном возрасте, человек дает обет Господу, сознательно отвергая грехи. При втором крещении уже нет крестных родителей, православному евангелическому апокалипсисту дается священная белая одежда - символ чистоты, которую одевают только для получения таинств. Причастие преподается только на Божественной Литургии, которая совершается один раз в месяц, в первую пятницу месяца. Божественная литургия, созданная пророком Илией, длиться от 3 до 4 часов, а Пасхальная Литургия до 6 часов. Для причастия выпекается специальный пресный хлеб (облатки), и обычно используется вино своего приготовления (причастие - единственное время, когда апокалипсис принимает вино), хотя теоретически (при отсутствии вина) может для причастия использоваться и виноградный сок. Само причастие воспринимается духовно - в св.Дары духовно становятся плотью и кровью Христовой. Верующий сперва получает Тело Христово, а затем отпивает из чаши Крови Христовой; к самому причастию допускаются только крещенные дети до 12 лет и принявшие взрослое крещение члены церкви которые на Божественной Литургии приняли таинства: Миропомазание, Омовение ног, Исповедь. Также в церкви имеется слой так называемых «посетителей» - взрослых людей, не принявших крещение и не допускаемых к причастию, однако время от времени посещающих богослужения. Также принявший обет перед Господом должен придерживаться определенных жизненных правил - нельзя пить, курить, ругаться, прелюбодействовать, есть нечистую и идоложертвенную пищу (в частности и свинину), брать в руки оружие и применять его («а должны жить в братской любви, ибо где нет любви там нет Бога, потому что Бог - есть Любовь»). Именно за отказ брать оружие в руки в 1942 году был расстрелян пресвитер из с. Павловка Семен Проценко, а также в с. Рожична был расстреляны епископ Фёдор Савченко и пресвитер Михаил Швец.
Апокалипсическая церковь начала активно распространяться на восточной части Винницкой области. Во многом популярности церкви способствовало и принципиальное не взимание денег за совершение таинств, которые совершаются совершенно бесплатно; не собирается также и десятина - церковь живет только за счет добровольных пожертвований верующих - Лепты (однодневного заработка в месяц). Священники и сейчас не содержаться общиной (принципиального запрета на содержание пресвитера или епископа нет, однако ни одна из ныне существующих общин этого делать не может). Священники и епископы не являются целибатными. Также пророком был возрожден институт диаконис (в каждой действующей общине имеется своя рукоположенная дияконисса). Движение быстро охватило Погребищенский и Оратовский районы, новые общины появлялись и активно росли, большая часть сельских общин достигала сотни человек, рукополагались новые епископы, пресвитеры, диаконы и диаконисы. Обращались не только православные, но и католики, евангельские христиане (баптисты и пятидесятники). Нередкими были случаи массовых крещений в реках, собиравшие весьма значительные группы верующих. Пророка почитали за явленные исцеления, и сельские жители шли к нему нескончаемым потоком.
Однако в момент, когда движение начало выплескиваться за пределы Винницкой области (где церковь стала весьма заметным явлением общественной жизни), начался новый период - гонений. Уже в 1930 году первых священнослужителей начинают арестовывать и ссылать в Сибирь. В 1936 году все руководство церкви было арестовано и сослано в Сибирь, легальная деятельность была прекращена. Преследования не ограничивались арестами, имелись случаи, когда пресвитеров церкви расстреливали на месте или же казнили в заключении. Подвижники церкви и в тюрьмах не прекращали проповеди, где были созданы небольшие общины. Кратковременное послабление, выход из подполья и возобновление произошли во время немецкой оккупации, однако послабления закончились после войны. В церкви имеются пострадавшие от советских репрессий мученики за веру Христову. 27 сентября последователи церкви собираются для поминания памяти своего основателя, и вспомнить всех, убиенных Советской властью за веру в Иисуса Христа. Все значимые деятели церкви арестовывались по нескольку раз, сам пророк Илия арестовывался не менее трех раз. После последнего ареста он был сослан (по некоторым, неподтвержденным, данным на Соловки а оттуда в Караганду), и следы его теряются, дата и место его смерти не известны. Также в церковной среде бытует легенда о встрече пророка Илии со Сталиным, в которой пророк просил Сталина дать свободу вероисповедания, не являющейся угрозой его мирскому правлению. Также почитаются святыми епископ Иван Лукьянец, арестованный в 1930, сосланный в Сибирь и там в 1938 году расстрелянный; епископ из Рожичны Федор Савченко, расстрелянный в 1944 году, и десятки других мучеников.
В августе 1945 года священнослужители ПЕАЦ, представлявшие 27 общин, отправились в Киев с попыткой легализоваться, но в регистрации им было отказано. К 1948 официально было насчитано 37 групп, объединяющих 1290 человек (больше всего в районе Погребищ - 841 человек), однако уже на тот момент значительное число апокалипсистов предпочитало официально не регистрироваться. На границе февраля и марта 1953 года руководители и активные участники церкви были вновь арестованы, якобы за антисоветскую деятельность. После этих акций официально зарегистрированное советской властью число верующих упало до 200 человек. В 1955 часть арестованных были освобождены и вернулись в Винницкую область (по данным КГБ на этот период в 23 общинах насчитывалось порядка 4 тысяч человек). Однако фактически советское время церковь находилась на нелегальном положении, преследования (как и против большинства прочих религиозных общин) не прекращались. В послевоенное время все богослужения совершались катакомбно, тайно. Окна плотно завешивались, чтобы свет не пробивался наружу, богослужебную и религиозную литературу тщательно прятали. Открыто действующих общин не оставалось, что сильно ударило по церковной структуре. Притока новых верующих практически не было, старые умирали, а их наследники, не имея должного общения с пресвитерами, чаще всего от церкви отпадали. В 1965 году советские властные органы в 14 общинах насчитывали 145 верующих (реально их было безусловно больше).
В настоящее время церковь зарегистрировала 5 общин (одну в с. Павловка Погребищенского района, и 4 в Оратовском районе Винницкой области), из них только две имеют собственных священнослужителей (епископов) и помещения для богослужения, в остальных священнослужители бывают изредка. Кроме зарегистрированных, имеются и три действующие не регистрированные общины, три из них со своими священнослужителями и одна даже с храмом, построенном в 2005 году. Также существует группа мини-групп, имеющих от 1 до 5 верующих, обычно в месте существования крупных довоенных приходов; таких групп сейчас 16, и регулярных богослужений они не проводят, Руководит церковью епископский совет, ныне состоящий из трех епископов, только вместе они имеют право рукополагать нового епископа для церкви, тогда как священника епископ может рукоположить и в одиночку. До 2002 года в селе Якимовка проживал архиепископ Григорий Куций, после его смерти новый архиепископ пока не был рукоположен.
Особо церковь выделяет Украину, считая, что Господь не случайно послал пророка именно в эту землю. В последний день в Днепре будет проходить общее крещение ранее не присоединившихся, и «с горячими светильниками в белых одеждах выйдет истинная церковь», и Господь вознесет эту церковь на небо. Церковь строго запрещает заниматься политикой, живя по принципу "Наша политика Христос!". Однако нет отторжения от окружающего мира, отгораживания от него - члены церкви готовы не только благовествовать, следуя завету пророка, они считают возможным, и даже важным, государственную регистрацию своих общин и организацию легальной деятельности. ПЕАЦ признает семь Таинств, однако в отличии от православия, у ПЕАЦ есть Таинство Омовения ног, которое совершается также во время литургического богослужения, когда пресвитер или епископ омывает ноги верующим. Таинство наполняет человека смирением, омывает его от греха. Считается грехом называть священника «отец» или «батюшка», ибо так называемые «отцы» являются идолами, так как только Бог является Отцом, Который на небесах. Обычай назвать друг друга по имени (брат Петро, брат Иван, сестра Анна) настолько укоренился в церковной среде, что даже неплохо знакомые люди иногда с трудом могут припомнить фамилии друг друга.
Самой крупной общиной является церковь села Рожична, которая в 2009 году открыла новую, отремонтированную церковь (находится при въезде в село, предыдущее церковное здание находилось на отшибе села). На Пасху в этом приходе бывает до 60 человек (в остальных общинах число верующих вместе с посетителями не превышает 30 человек). Служит в этой общине епископ Василий Яковлевич Выходзь, потомственный священнослужитель, рукоположенный епископом еще в 1985 году. Его отец Яков Выходзь также был пресвитером Церкви села Рожична, и несколько раз арестовывался советской властью и ссылался на Соловки; старший брат Павел Яковлевич также был пресвитером (скончался в 2009 году). Именно епископ Василий, своими усилиями оборудовал новый храм. Епископа Василия, которого в апреле 2010 года подкосил инсульт, знает и уважает все село, даже люди весьма далекие от веры.
Самая насущная проблема церкви на данный момент - молодежь, а точнее ее отсутствие. Осталось всего несколько священнослужителей (3 епископа и 3 священника). И только один из епископов не является пенсионером, возобновление священнических кадров проблема очень актуальная, так как необходимо передавать не только рукоположение, но и навыки служения весьма специфической литургии. Во время богослужения, свидетелем которого я был, кроме сослужащих присутствовали только 15 женщин (из них только две не пенсионного возраста) и двое мужчин (только один молодой). Подобное положение во всех существующих приходах, практически вся молодежь является редкими посетителями церкви, не принявшими взрослое крещение. И даже с молодежью, активно не участвующей в церковной жизни, суммарное число последователей церкви не превышает двухсот человек. И это у конфессии, которая семьдесят лет назад насчитывала порядка 5 тысяч человек и весьма активно развивалась! Притока новой крови практически нет потому, что молодые люди из-за очень строгих требований к членам церкви жить по Евангелию, очень редко принимают Взрослое Крещение.
Мне довелось побывать на воскресном богослужении в храме села Рожична, где сослужили все священнослужители церкви, кроме самого епископа Василия, не могущего служить по болезни. Два епископа (Иван Ивашивский и Петро Ивасюк), два пресвитера (оба носящие имя Петро) и диакониса Анна служили обычную воскресную службу, которую составил пророк Илия. Богослужение представляет собой сильно измененную литургию (без евхаристического канона), с многими оригинальными элементами. В начале богослужения священник при чтении псалома Давида 50-го окропляет освященной водой каждого из присутствующих, затем идут также индивидуальные благословления крестом, и в последствии Библией. Отдельного хора в церкви нет, песнопения исполняются всеми верующими (знающими их наизусть), что создает удивительную атмосферу общинного единства. В богослужении и оформлении храма сочетаются элементы православия и католицизма. Так, алтарь не отделен иконостасом, однако на стенах церкви развешано много икон; священники на католический манер припадают перед алтарем на одно колено, но крестное знамение все творят по православному образцу. После воскресного богослужения, которое длиться полтора часа, бывает братская трапеза. Что меня весьма удивило, так это необычайная радушность и открытость, с которой я был принят. Члены церкви приняли с необычной теплотой и заинтересованностью, очень охотно отвечали на вопросы и делились своими воспоминаниями. Украинские мотивы церковных напевов, оформление храма и общий ход богослужения совершенно точно удостоверяют принадлежность ПЕАЦ украинской духовной традиции. Также хочется поблагодарить за теплый прием и главу сельрады Рожичны Надию Борисовну Багиньскую.
Необычное, уникальное украинское религиозное явление, находится под угрозой исчезновения, и при этом все равно не становиться объектом активного религиоведческого исследования. Надеюсь, что Православная Евангельская Апокалипсическая Церковь найдет своих исследователей, и ее история станет достоянием более широкой общественности.
Источник: Религиозно-информационная служба Украины http://www.anti-raskol.ru/pages/944
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии