Выбор сердца. Протоиерей Александр Балыбердин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, который жил в XIII веке и в ходе жарких споров защитил право афонских монахов на умную, сердечную молитву. Поскольку это было давно и мы, в основной массе, не монахи, то многие не понимают, какое отношение это имеет к нам и времени, в котором мы живем.

Настолько, что в церковной среде даже сложилась такая байка.

Однажды подходит к священнику девушка лет двадцати, с длинной косой, в юбке до пят, надвинутом на глаза платочке, стоптанных сандалях, с рюкзаком за спиной и спрашивает, что тот думает о тех самых спорах между паламитами и варламитами, сторонниками ученого монаха Варлаама. Батюшка какое-то время молчит, смотрит на девушку, затем задумчиво качает головой и отвечает: «Замуж! Срочно замуж!».

Если же серьезно, то память святителя Григория совершается в начале Великого поста, конечно, не случайно. Чему есть множество толкований, и я на своем не настаиваю. Однако все же надеюсь, что кому-то оно покажется небесполезным.

Для чего следует вспомнить, что подготовка к Великому посту началась с Недели о мытаре и фарисее, вместе которыми в последние дни поста мы придем на Голгофу. Чтобы увидеть, как далеко может завести превозношение над другими людьми и, ужаснувшись этому, постараться не стать фарисеями.

Причем здесь Палама? Притом что, в отличие от Варлаама, который был уверен во всесилии науки, святитель Григорий понимал, что человек познает Бога и мир не только лобными долями головного мозга, но всем своим существом, средоточием всех своих сил или, проще говоря, сердцем. Поэтому именно от его состояния зависит то, насколько наши представления об истине будут истинными или ложными. О чем Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Следовательно, для того, чтобы разобраться в происходящем, одного только университетского диплома мало. Не менее важно иметь чистое сердце и для этого регулярно очищать его постом и молитвой, делами милосердия, состраданием ближним, добрым словом и воздержанием. В том числе от всего того информационного шума, который врывается в нас вместе с выпусками новостей, разнообразными ток-шоу, стримами, подкастами, рекламными паузами и, особенно,  пропагандой. Поскольку целью последней является именно разжигание страстей.

Самый распространенный способ для этого – внушение мысли о собственной уникальности и превосходстве, следствием которого, как правило, является над другими людьми. Иными по классу, нации, вере, культуре, образу мышления, длине юбки или бороды. Всего не перечислишь. Главное – не допускать мысли о том, что ты сам, твой клан, народ и страна могут быть в чем-то несовершенны и поэтому нуждаются в чьей-то помощи и совете. Что же касается покаяния, то об этом даже не стоит и говорить. Пусть каются другие – мытари и грешники, а мы в нем не нуждаемся. Что же это, как не фарисейство?

Казалось бы, уж, кто, а христиане должны это понимать. Однако, положа руку на сердце, спросим – разве среди наших воцерковленных друзей и знакомых мы таких не встречали? Тогда полистайте пропагандистские группы, обильно рассыпанные на просторах интернета, где портреты вождей и призывы «окончательно разобраться» с очередными врагами привычно соседствуют с иконами и советами старцев.

Как же избежать этой беды? Как не заразиться фарисейством?

Возможно, отвечая на эти вопросы, врач скажет, что, если относится к фарисейству как вирусному заболеванию, то, как во время эпидемии гриппа мы ограничиваем контакты с другими людьми, также – хотя бы во время поста – следует ограничить общение с теми, кто болен фарисейством. О чем можно судить по многим симптомам, но особенно убедительно по игнорированию диалога и желанию навязать свое мнение, видение мира и событий, которое, порой, граничит с одержимостью.

Поэтому лично я уже давно ограничил свое общение с телевизором и обхожу стороной любые митинги. Причем, чем они более громкие и крикливые, тем дальше. Как и подобные им группы в социальных сетях, какими бы флагами они не размахивали и какие логотипы не цепляли. Не потому что, будто бы, они заблуждаются, а я уже во всем разобрался и постиг истину. Напротив, потому что я все еще слаб и могу заразиться, заболеть фарисейством и так оказаться с теми, чей выбор привел Христа на Голгофу.

Выбор, который мы делаем постоянно, изо дня в день, в самой разной ситуации и по самому разному поводу. Как учил Палама, не только умом, но, в первую очередь, сердцем. Сердцем же за него и ответим.  

https://radonezh.ru/2022/03/24/vybor-serdca