Вверх! Священник Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

О Закхее – Лк 19:1–10 (зач. 94):

…Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Чтение о Закхее в Евангелии от Луки следует непосредственноза сюжетом об исцеленном слепце, который мы слышали в прошлое воскресенье. Однако между двумя этими фрагментами лежит важный в литургическом отношении водораздел: в то время как чтение в 31-е воскресенье после Пятидесятницы (рассказ об иерихонском слепце) действительно зависит от дня прошлогодней Пятидесятницы и дальше – Пасхи, чтение о Закхее, хоть и надписывается 32-м воскресеньем по Пятидесятнице, на деле связано не с предыдущей, а с наступающей Пасхой. Иначе говоря, когда мы слышим в храме повествование о Закхее, это значит, что через четыре недели начнется Великий пост.

Великий пост – как известно, время покаяния. И история Закхея – именно об этом. В нашей повседневной церковной жизни мы почти не различаем исповедь и покаяние. Но Спаситель не беседовал с Закхеем один на один, не накрывал его епитрахилью, не читал никакой разрешительной молитвы. Исповеди не было – а покаяние совершилось. Совершилась перемена в жизни, в сознании, в намерениях и в делах.

Именно это изменение драгоценно в очах Божьих. Об этом – всё Евангелие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Покайтесь, изменитесь внутренне, устремитесь ввысь! Да, те греховные дела, которые остались в нашем прошлом, то зло, которое мы причинили ближним, – всего этого часто уже не исправить. Но любой человек может начать жизнь с чистого листа – и прежние проступки и грехи не вменятся ему в вину. Такова сила покаяния.

Верно и обратное: человек может совершать сколько угодно добрых поступков. Но если при этом нет никакого движения вперед и выше, нет никакого внутреннего изменения, если с течением времени человек привыкает к своей правильности и начинает поглядывать свысока на окружающих его людей – тогда мы имеем дело с одним из тех праведников, которых столь беспощадно обличал Спаситель. Если использовать язык математики, то состояние нашей души, степень нашей близости к Богу определяется не интегралом – суммой добрых или же злых дел, а дифференциалом, производной – тем, куда мы движемся в данный момент: вверх – или вниз.

Закхей, как сообщает евангелист, был небольшого роста. Может быть, это породило в его душе комплекс неполноценности. Может быть, он был мнителен и раздражителен. Мы ничего не знаем о его характере. Более того: мы ничего не знаем – и это остается поистине тайной души этого человека! – почему Закхей так захотел увидеть Иисуса. Но он захотел этого страстно! И вот, забыв своем начальственном положении, пусть и среди презираемых людей, он, как мальчишка, лезет на смоковницу – ведь мимо нее, как хорошо было известно Закхею, должен был пройти Иисус.

Изображение в русском храме на месте дома Закхея, Иерихон

Так Закхей начинает свое движение вверх. Это движение непостижимым для нас образом зародилось в его сердце, далее оно продолжилось предельно буквально – он взбирается на высоту, чтобы подняться над толпой. Конечно, он не остался на дереве, он спустился вниз – но его желание исполнилось, он увидел Учителя, и путь к новой жизни уже открылся Закхею.

* * *

Говоря об этом евангельском сюжете, мы имеем в виду прежде всего его чтение на воскресной литургии. Однако этот же фрагмент используется еще в двух ситуациях – в «Чине благословения нового дома» и во время соборования.

Закхей не звал к себе Иисуса. Наоборот, Он сам повелительно сказал: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Богочеловек вошел в жилище Закхея – и жизнь начальника мытарей переменилась. Такая перемена происходит в жизни каждого человека, принимающего крещение. А благословение дома призвано помогать нам и напоминать об этом однажды случившемся (но ежедневно требующем подтверждения на деле) благодатном изменении нашей души.

Причины, почему рассказ Закхее читается в качестве одного из семи евангелий во время соборования, – менее очевидны. Казалось бы, никакого врачевания здесь не описывается, мы не наблюдаем никакого чуда, подобного исцелению слепорожденного или расслабленного. Но ведь тело, как мы хорошо знаем, находится в тесном соединении с душой. И в чине елеопомазания мы молимся не только о телесном здравии, но о нашем исцелении от душевных страстей, о прощении грехов. И случай с Закхеем – яркий пример такого прощения и исцеления.


Источник: Православие  и мир