Второе искушение Петра. Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в праздник Преображения Господня …
Преображение - это сияние славы Страданий и Воскресения Христа и всех, кто следует за Господом. Недостаточно взойти на гору и молиться со Христом, и даже недостаточно видеть Его Преображение. Надо, чтобы мы были готовы к погублению нашей жизни во Христе и со Христом, как Он Сам говорит. Это погубление жизни столь важно для христианина, что вся жизнь наша делается исходом, состоянием смерти и воскресения. Ученик Христов, христианин - это тот, кто следует за Христом, куда бы Господь ни пошел. И потому он не может остаться здесь и сейчас, даже если это «здесь и сейчас» осияно Божией славой. Он идет туда, куда идет Христос, куда Он зовет его идти.
И слова Петра «сделаем три кущи» - это его второе искушение. Первое искушение было, когда он сказал: «Да не будет с Тобою этого, милосердный Господи», услышав от Него о предстоящих Его Страданиях (Мф. 16, 22). Третье искушение - когда он трижды отвергнется от Христа.
Второе искушение - сейчас, когда он хочет жить в славе. Он «не знал, что он говорил» (Лк. 9, 33). Он не знал, что он не может жить в славе, что слава хочет жить в нем, но для этого он должен сначала умереть. Потому что нельзя увидеть славу Божию, не умерев. И для него еще непонятна до конца эта связь между Крестом и славой, эта крестная тайна, этот дар любви.
Слова «не знал, что говорил» напоминают нам о матери сыновей Зеведеевых, которая просит, чтобы Господь поставил их рядом с Собою в славе Своей. В то время как путь к этой славе проходит через смерть. А также о Гефсимании, когда апостолы станут свидетелями Его исхода.
Глас Отчий: «Слушайте Его» означает призыв слушать Христа и веровать, что Крест - единственная наша слава. И что смысл Его служения - открыть Бога смертью, которая Ему предстоит. Преображение Господне - последнее откровение человеку о Его судьбе. Но даже лучшие из учеников Христовых не сразу постигают эту тайну. Нормально, что она открывается постепенно. Что люди интересуются вначале Христом как Человеком, затем они бывают потрясены тем, что Он показывает им - жизнью, которой Он живет, что Он - Бог. Нормально, что люди задают вопросы, прежде чем получают на них ответы. Нормально, что для того, чтобы лучше научиться понимать, мы идем дорогой страданий и смерти.
Преображение предваряет заповедь Господа о следовании за Ним тех, кто хочет быть Его учеником, и о несении креста ищущими спасения. И то, что следует за Преображением, - исцеление беснующегося отрока, - подчеркивает столкновение Господа со злом. Точно так же после славы Крещения на Иордане последовало искушение от диавола. Дар благодати, славы Божией и борьба со злом неразделимы.
Святые отцы говорят, что в этом сражении мы должны уподобиться воинам Гедеона (Суд. 7). Христианин это тот, кто несет в себе свет Христов. Воины Гедеона должны были идти в сражение, но они находились в крайне трудном положении. Страшный враг противостоял им. Гедеон приказал наступать в полночь. Он дал каждому из своих воинов сосуд, внутри которого горел светильник. Светильники были невидимы, потому что они были во тьме сосудов, закрывавших их. Среди ночи они атаковали и одержали победу. Потому что, когда были разбиты сосуды, воссиял свет.
Вера, образом которой являются эти сосуды, содержит в себе Божественный свет. Она дает нам возможность видеть ясно врагов Божиих и побеждать их среди ночи этого мира. «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, - говорит Апостол, - чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4, 7).
Преображение - свет славы на скорбном пути. Велика тайна, сокрытая на лице Сына Человеческого - Его Божество. Только вера в славу Креста может открыть Преображение и дать возможность увидеть Его Божество в Его страждущем человечестве. И узнать, что наше призвание - быть причастниками Божественного естества (2 Петр. 1, 4).
Источник: Русская народная линия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии