ВСТРЕЧА, КОТОРОЙ НЕ ИЗБЕЖАТЬ. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во всех притчах о Втором Своем пришествии Христос подчеркивает его внезапный характер: «ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 40), — и призывает Своих верных последователей постоянно иметь готовность ко встрече с Господом.

По этому поводу у преподобного Иустина (Поповича) есть парадоксальное суждение. «Каждое зло, — пишет подвижник, — которое ты видишь содеянным, как бы говорит тебе: будь готов! Так же и каждое добро». Каким образом наблюдаемое в окружающем мире зло, а равно и добро, способно настраивать на мысль о нашей вечной участи, о приближении того неминуемого момента, когда мы предстанем пред Богом?

Человек, действительно ищущий Господа, учится использовать все события своей жизни для выстраивания своего спасения. При встрече со злом или несправедливостью в отношении себя надо постараться не впадать в ответное зло. Например, ведет человек машину, и вдруг его «подрезает» какой-то лихач. Тут же вскипает раздражение. Поддаться этому чувству или осознать свою немощь, отсутствие терпения снести даже небольшую неприятность? Или сразу покаяться с мыслью: «Если я сейчас умру, то каким предстану перед Господом? Раздраженным, гневающимся? Ведь неважно, насколько хорошим я был в прежние дни своей жизни, поскольку сказано: "В чем застану, в том и сужу”»?

Так же и добро может учить постоянной готовности. Видишь, что кто-то творит добро, порой урезая свой достаток, забывая о собственном комфорте и покое, а ты сам ничего не успеваешь, ленишься, живешь для себя? Вот и делай выводы: чем это окончится. Или, наоборот, как только получилось сделать кому-то добро, надо не забыть поблагодарить Бога за то, что Он дал такую возможность.

У Булгакова в «Мастере и Маргарите» Воланд говорит, что беда человека даже не в том, что он смертен, а в том, что он внезапно смертен. Но Воланд — образ дьявола в романе, а дьявол, как всегда, лжет. То, что человек не знает своего часа смерти, — не беда, а благо для него. Господь все делает нам во благо Своим Промыслом. В частности, Бог не дает человеку знать времени ухода из этой жизни, подстегивая его готовность, побуждая не расслабляться, подобно лукавому и злому рабу.

Важно не просто помнить, что рано или поздно мы умрем, но что смерть может постичь нас в любую минуту и без всякого предупреждения. Как это было 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда тысячи людей выполняли свою повседневную работу в офисах Всемирного торгового центра, и вдруг вокруг все стало гореть и рушиться. Кто бы за миг до трагедии мог предположить, что в два высотных здания могут врезаться самолеты и что почти все люди, находившиеся в тех небоскребах, погибнут?

Это страшный случай, но ведь не исключительный! Ежедневно происходит огромное количество автомобильных аварий, различных катастроф, инфарктов, инсультов, несчастных случаев со смертельным исходом. Шел человек по улице, прихватило сердце, упал и умер. Такое случается даже с людьми, у которых прежде не было серьезных проблем со здоровьем. Кончилась жизнь, и «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (Лк. 12, 46) человек предстает пред Господом.

Готовым или неготовым идет он ко Христу, если умер внезапно, без явного покаяния и причастия, мы не знаем. Можно предположить, что Господь забрал кого-то внезапно, «не дав» ему покаяться, потому что ведал, что этот человек перед смертью в любом случае не будет исповедоваться и причащаться.

Но и из тех людей, кто умирает постепенно, далеко не все обращаются к Богу с покаянием. Даже осознавая приближение смертного часа, многие умирают вне Христа, отвергая саму идею принятия Святых Таинств. Священники порой сталкиваются с ситуацией, когда родственники уговаривают смертельно больного человека исповедаться, собороваться, причаститься, но больной категорически отказывается или откладывает приглашение священника «на потом». Умирающий может приводить разные причины: что он не готов, что ему еще рано, он вовсе не при смерти и может подождать, когда станет по-настоящему плохо, в то время как его состояние уже хуже некуда. А потом больной теряет сознание, и его уже нельзя исповедать и причастить, чтобы помочь подготовиться к вечности.

Психология лукавого раба основана на сознании, что «не скоро придет Господин мой» (Лк. 12, 45). Ему кажется, что его смерть где-то очень далеко, в необозримом будущем. Масса примеров, когда человек по возрасту или в силу болезни стоит на пороге смерти и все равно продолжает жить так, как будто он никогда не умрет. У него нет страха, что впереди, возможно, его ожидает реальность, к которой он совершенно не готов. У него не возникает желания хотя бы попытаться приготовиться, чтобы не прийти на брачный пир Христов в грязной одежде своих грехов, с изуродованной пороками и страстями душой.

Ситуации бывают разные. Иногда, наоборот, человек всю жизнь отвергал Бога, а перед смертью захотел креститься или покаяться и приобщиться Святых Христовых Таин. Если он искренне, с верой принимает Святые Таинства, то успевает омыть и достойно приготовить свою душу к самой главной встрече со своим Господином и Искупителем — Иисусом Христом.

Когда Спаситель повелел Своим ученикам бодрствовать, «потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42), Он заповедал нам помнить о своей смерти. Нельзя откладывать подготовку к ней на какой-то неопределенный «последний момент». Ведь таковым для нас может стать сегодняшний день, текущий час. Для человека, имеющего память смертную, снимается покров с земной жизни. Все ее мнимые прелести — получение земных удовольствий, радость самореализации, обладания богатством, славой, властью и тому подобное — теряют привлекательность при взгляде на них через призму смертного часа.

По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), христианам надо задумываться о смерти не только время от времени, но всю свою земную жизнь сделать единой подготовкой к вечности. Уподобляя земное бытие тесным и темным преддвериям к великолепным царским чертогам вечной жизни, святитель называл «все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества» пустыми игрушками, «которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети».

Источник: Вечерняя Москва