Встать. Суд идет! Протоиерей Игорь Рябко
Воскресная проповедь в неделю 17-ю по Пятидесятнице.
В это воскресенье мы отмечем день успения апостола любви – Иоанна Богослова. По преданию он был похоронен живым, но после вскрытия могилы, там тела не оказалось. Приемный сын Божией Матери, он у Креста Господня удостоился той же чести, что и Сама Богородица. Любовь не умирает, она не знает тления.
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Только «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1 Ин. 43:1). «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Слово, которое сказало: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Высший суд говорит нам о том, что преступление против Любви есть преступление против Самого Бога. Начался этот суд с Дома Божьего. Горе вам слепые поводыри слепых, забывавшие о любви и милости. Горе, у кого Христос живет на языке, а не в сердце. Горе тем, кто, потеряв остатки человеческой совести, думает только о своей выгоде и корысти. Горе всем, кто возлюбил этот мир больше, чем Бога.
Итак, выбирай – или оставаться с миром и пожинать его плоды, или с Богом наследовать Его небесные блага, не взирая ни на какие обстоятельства.
К тем, кто еще имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, обращается апостол Любви через своих учеников – приди в себя, проснись, мир обманывает тебя. Ты не ум, который заставляет тебя всего бояться. Ты – бессмертный дух, сотворенный Богом, и Христос хочет спасти тебя, чтобы ты пребывал в Его благодати, любви и покое. Много лет ты пытаешься стать добрым и хорошим и не видишь в себе никаких изменений. Повсюду на земле вражда, ненависть, распри, и тем не менее Бог – это мир, любовь и блаженство.
Итак, выбирай – или оставаться с миром и пожинать его плоды, или с Богом наследовать Его небесные блага, не взирая ни на какие обстоятельства. Если ты не стремишься ко спасению, зачем ты стал христианином? Если ты не стремишься стяжать молитву, то на что ты надеешься? Чего ты ждёшь? Пока острый шип смерти проколет пузырь твоего самомнения? У Бога не бывает ошибок. Стремиться ко спасению – значит учиться всеми силами души Божественной кротости и Божественному смирению, потому что Христос кроток и смирен сердцем, и это врата в бессмертие.
«От Христа – радости, от мыслей – гадости»
Старец Симон Безкровный
Сатана забрасывает нас с помощью СМИ СМСками. Читая его послания, наше сердце начинает закипать возмущением, ненавистью, злобой. Пока она кипит, дьявол через наши помыслы добавляет в наши эмоции щепотку «ревности по правде и справедливости». Так приготавливается в сосуде нашего сердца блюдо под названием «священная ненависть». Дьявол действует в нас через наши мысли. «От Христа – радости, от мыслей – гадости» (старец Симон Безкровный).
Человеческая душа привязана к миру цепями пристрастий. Когда Бог забирает по Своей любви от нас то, что, как казалось, нам принадлежало, то в сердце на этом месте образуется дыра. Чем сильнее была привязанность, тем больше размер этой дыры. Если присмотреться внимательнее на то, из чего состоит наше духовное сердце, то мы увидим, что оно собрано из пазлов привязанностей разного размера и величины. Теряя все это на протяжении жизненного пути, мы постепенно приходим к бездонной черной внутренней пустоте. «Люби детей, но не привязывайся к ним», – учил свою духовную дочь преподобный Серафим Вырицкий. Сердце должно принадлежать Богу, а не тому, что нам нравится, что мы любим, чем в этой земной жизни дорожим. Земная любовь лукава и обманчива. Завязав нам глаза, она обязательно заведет нас в коричневое болото беспробудной тоски.
Фундамент спасения – мирное устроение души. Но как его достичь?
Фундамент спасения – мирное устроение души. Но как его достичь? Усилием воли? Самоконтролем? Внутренней дисциплиной? Все это бесполезно. Многовековой опыт исихастов говорит о том, что есть только один путь к стяжанию бесстрастия – практика Иисусовой молитвы. Ум следит за ее словами, не отвлекаясь ни на какие помыслы и держа внимание на верхушке сердца. А сердце, в свою очередь, пребывает в смиренном покаянном состоянии чувствования слов молитвы. Душа в это время отдыхает от суеты и беспокойства. Так, шаг за шагом, обретая безмолвие от помыслов, она становится прозрачной и чистотой. Взбаламученный ил суетных мыслей и желаний выпадает в осадок, и в душу начинает проникать свет Божественной благодати, как в тихие воды озера проникает свет солнечных лучей.
Бог живет внутри нашего духа, а помыслы, как голодные волки, бродят вокруг нашей души. Но чем глубже христианин погружается умом с молитвой в сердце, отгоняя дурные помышления, тем яснее и отчетливее ему открывается подлинная жизнь личности, и так до тех пор, пока она не соединится во всей полноте со Христом во Святом Духе.
Мудрость вырастает не на почве знаний и энциклопедического образования, а на почве простоты и чистоты сердца. Без этих качеств мы остаемся слепцами. Своим языком и мыслями мы плетем адские узоры бесконечных споров, внутренних и внешних диалогов, становясь безумцами и сводя с ума других. Сейчас мир наполнен мириадами слов, которые ранят, убивают, жгут души людей. Они не дают дышать, лезут в уши, разжигают мозг, разрывают сердце. Душа просит тишины, а мы ей в этом отказываем.
Современный человек похож на водителя подводной лодки, которая плывет в кромешной тьме и прощупывает перед собой пространство с помощью двух локаторов – ума (рассудка) и эмоций (сердца).
Как устроен современный человек? Он похож на водителя подводной лодки, которая плывет в кромешной тьме и прощупывает перед собой пространство с помощью двух локаторов – ума (рассудка) и эмоций (сердца). Душа человека и есть единство этих двух навигационных систем. Но беда в том, что они поломаны и транслируют ложную картину, которая не соответствует действительности. Поэтому люди постоянно увлечены своими эмоциями и ложными суждениями. Наш рассудок и чувства, перерабатывая получаемую извне информацию и впечатления, принимают решения, которые лучше всего соответствуют их эгоистическим наклонностям.
Человек трёхсоставен. В нем есть дух, душа и тело. Дух – это место единства с Богом, обиталище Духа Святого, наше истинное Я. Пока душа обслуживает потребности тела и варится в своих собственных страстях и грехах, вход в эту тихую спасительную гавань для нее закрыт. Наш душа похожа на автомобиль, где ум — это ключ зажигания, помыслы непрерывно работающий двигатель, который забирает всю нашу энергию и отравляет угарным газом.
Все, что нам нужно – остановить эти бессмысленные гонки по дороге суеты, пока смерть это не сделала вместо нас. Для этого необходимо повернуть ключ зажигания в обратную сторону. Двигатель заглохнет, и мы вновь, как в детстве, сможем услышать дивное пение птиц, ощутить запах цветов, нежное прикосновение ветра к лицу. Тогда мы узнаем, что такое свобода от суеты, и поймем, как это дышать чистым воздухом благодати. К нам придёт опыт жизни в духе, а не в безумном кипении души и тела.
Дух – единственно сущая в нас жизнь, среди всех прочих безжизненных явлений. Как только человек освободится от своих помышлений, шума и пыли непрерывных внешних впечатлений, тот сразу встретится с блаженной любовью и благостной мудростью Божией, которая пребывает внутри нашего сердца.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/91104-vstaty-sud-idet
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии