Всероссийский музей декоративного искусства представляет исследовательский проект "Монументальная мозаика Юга России"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Всероссийский музей декоративного искусства представляет исследовательский проект "Монументальная мозаика Юга России"
Его результатом стало первое системное научно-популярное издание и выставка фотографий с мозаиками.

Всероссийский музей декоративного искусства представляет исследовательский проект "Монументальная мозаика Юга России". Его результатом стало первое системное научно-популярное издание и выставка фотографий с мозаиками. О популярном в советское время элементе городского искусства – Юлия Струкова.

Мозаика мраморная, керамическая, смальта, стекло, плитка. Обилие техник и сюжетов. Советское монументальное искусство юга России шесть лет изучали несколько исследователей. Удалось зафиксировать и собрать информацию по 87-ми зданиям. Композиции, украшающие их, отражают богатство края. "На юге у нас есть максимальная, широкая типология сюжетов индустрии. И сельского хозяйства, само собой: это житница, кузница и здравница. И поскольку это здравница, это сюжеты курортные, отдыха, освоения природы, моря", – делится автор проекта, историк архитектуры Николай Васильев.

В 60-х – 70-х в мозаичном искусстве больше творческой свободы, чем в станковой живописи. С фасадами и интерьерами экспериментируют известные художники Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Владимир Замков. Мастера экспериментируют со стилем Гогена, Леже, Пикассо. "Это работы Владимира Эздекова. Семейный подряд, его дети участвовали как исполнители в создании этих мозаик. Это молокозавод в Нальчике. Мозаика, показывающая молочные реки такого вот изобилия", – демонстрирует творения автор проекта, историк архитектуры Николай Васильев.

Мозаики из душевых Новочеркасского молочного завода – отражение антиалкогольной кампании 70-х. Тогда появляется остросоциальная карикатура. Валентин Папко, чей эскиз панно о Владимире Высоцком отклонил Худсовет, в отместку создал произведение "Чиновники", изображающее своеобразное судилище. "Он пошел на определенный риск. Мозаика была запрещена, а авторитет большого художника сыграл свою роль. И смелость директора. И вот эта гигантская мозаика расположена в варочном цехе по производству и переработке сахарной свёклы. А вокруг кипят котлы", – рассказывает автор проекта, исследователь архитектуры Игорь Бычков.

Порядка 200 архивных снимков, эскизов, набросков вошли в издание о советской монументальной мозаике юга России. Его цель – привлечь внимание к памятникам, чтобы сохранить их. "На сегодняшний день большая их часть находится в полной власти у владельца здания, у руководителя здания. К примеру, можно взять больницу в городе Волжском, где по указанию главного врача великолепную мозаику просто снесли, стесали со стен, в чем, в общем-то, не было никакой необходимости", – говорит издатель Георгий Кучков.

Фотовыставка параллельно идет в Волггограде, впереди также показы в Нальчике, Краснодаре, Ростове.

https://smotrim.ru/article/4160915