Всемогущие деньги и их место в нашей жизни. Протоиерей Владимир Долгих
Деньги в нынешнее время нужны практически всем. И это нормально. Но где та черта, за которой начинается греховная привязанность к деньгам, и как ее не переступить?
В наших святцах не так много святых, носящих титул «бессребреников», подчеркивающих их полный суверенитет по отношению к земным благам. Самыми известными, пожалуй, являются мученики Косьма и Дамиан, день памяти которых Православная Церковь празднует 14 июля. Прославились они даром исцеления, из-за которого пострадали от рук завистливого учителя и за который не брали никакой платы. Пользуясь случаем, хотелось бы снова затронуть тему христианского отношения к богатству.
Обычный ответ на затронутую проблему заключается в том, что к деньгам необходимо относиться как к инструменту. Это на самом деле так, но как быть, когда наша повседневная жизнь реально и всецело зависит от них. Нам ведь нужно есть, оплачивать коммунальные услуги, заправлять автомобиль, водить детей на кружки и спортивные секции и многое другое. Даже если и свести свои потребности к минимуму, все равно не получится жить без денег.
Кроме того, вокруг множество соблазнов – вот зайдешь в магазин за хлебом и молоком, нет-нет и купишь еще что-то. А ведь помимо ярких этикеток и наших собственных пристрастий есть еще работа маркетологов, делающих все, чтоб мы приобрели больше, чем запланировали. Все перечисленное способствует формированию в человеке страсти сребролюбия, даже если он изначально не был к ней склонен.
Все перечисленное способствует формированию в человеке страсти сребролюбия, даже если он изначально не был к ней склонен.
Что делать? Ответ достаточно прост – ну и пусть наша жизнь зависит от денег, если эта зависимость будет касаться только внешней стороны, то ничего страшного в этом нет. «Деньгами должно владеть, как подобает господам, – так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами», – подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.
Если мы обратимся к христианской аскетике, то увидим, что подавляющее большинство отцов-подвижников, оставивших нам свои сочинения, указывают, что в основании всякой страсти, всякого порока лежит самолюбие. Отсюда несложно сделать вывод, что и привязанности к деньгам не может быть без самолюбия, причем проявляется оно именно в телесном плане.
Когда нам хочется вкусно кушать, мягко спать и вообще комфортно жить – все это признаки любви к собственному телу, так как основную выгоду здесь получает именно оно. Если никак не препятствовать процессу разрастания страсти, то со временем она может вырасти в зависть или, например, самолюбование, проявляющееся в стремлении к статусности, власти и т.п. Естественно, что на все перечисленное нужны деньги, и в таком случае они из средства превращаются в цель.
Деньги. Фото: money-24.ks.ua
Однако, завися от них внешне, мы можем не зависеть от них внутренне. Суть нас, как человека, составляет наше внутреннее нематериальное «я», а не наше тело, и все, чем наполнено это «я», говорит о том, какие мы люди. Именно поэтому так важно, чтобы мы ставили перед собой какие-то важные, превосходящие материю цели.
Да, для христиан это всегда будет вечная жизнь с Богом, но без целей невозможно и на земном пути. Святые Косьма и Дамиан, врачевавшие тела, делали нечто большее, чем просто возвращение здоровья человеку – они избавляли от бед и горя, от слез и переживаний, кроме того, они всегда подчеркивали, что лечат не своей силой, но силой Бога. И вот, когда перед тобой встают подобные цели, а тем более, когда ты их достигаешь, видишь результат, то все материальное попросту меркнет.
«Деньгами должно владеть, как подобает господам, – так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами».
Святитель Иоанн Златоуст.
Не будет греха, если мы иногда побалуем себя любимой едой или немного потратимся на любимое хобби – все это может быть небольшим вознаграждением или средством отдыха после проделанной работы, после совершенного труда. В качестве примера мне вспоминается образ доктора Фридриха Гааза, посвятившего половину своей жизни служению заключенным, на что он истратил все доступные средства, заработанные от весьма доходной профессии семейного врача княгини Репниной-Волконской. По смерти он оставил миниатюрную квартирку и несколько телескопов с линзами. После реально тяжелых, как с физической, так и с психологической точки зрения, трудов доктор Гааз любил смотреть на звезды.
Вокруг нас очень много горя, и сейчас мы это особо чувствуем, а оттого нам должно быть немного легче переценить жизнь, расставить правильно акценты и, своим действительно господским отношением к деньгам, уничтожить ростки сребролюбия в душе. На самом деле это легче, чем кажется, чему нас наставляет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«Раздражения других страстей присущи человеческой природе, как бы врожденные, некоторым образом сросшиеся с плотью и, будучи почти современны с самым рождением, предваряют различение добра и зла и, хотя сначала увлекают человека, однако долгим трудом бывают побеждены. А эта болезнь сребролюбия, приходя позднее, извне навязывается душе, и оттого легче можно предостеречься и отвергнуть ее».
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/89542-vsemogushhije-denygi-i-ih-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии