Всем нам завещана Россия. Лев Гумилёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Лев Гумилев

Интервью подготовил В. Казаков.

Безусловно, отечественная история многолика и сложна, - начал нашу беседу Лев Николаевич. - Здесь нет прямых линий и однозначных ответов. Но, увы, историческая наука из родника самопознания народа постепенно превратилась в весьма запутанное дело. История же, между тем, точная наука. Историк, сколько бы он ни ратовал за патриотизм, должен быть беспристрастным, следовать факту в его логическом, историческом и критическом осмыслении.

Наше общество сегодня лихорадят противоречия, и это, естественно: прорыв в будущее всегда труден, но трудности наши, я убежден в этом, преодолимы. И чтобы это понять, необходимо уяснить себе особенность и уникальность исторического пути России, ее роли в мировой истории, точно знать, откуда мы и чью генетическую память храним в себе.

- На этот вопрос нынче пытаются ответить многие, и особенно пристально ищут в недалеком прошлом.

- Это бесплодно и еще дальше уводит нас от истины. В конце концов наша история и культура не в семнадцатом году родилась. Особенность нашей государственности проявилась уже в глубокой древности, на земле, лежащей между воинственным Западом и Великой Степью.

- Но ведь сколько прошло времени...

- Однако каждый народ хранит в себе прошлое, и чтобы ладить с иноплеменниками, надо уважать их этническую уникальность и предвидеть их реакцию на каждое необдуманное слово или поступок. Ведь сколько сегодня конфликтов происходит из-за взаимного непонимания или ложной уверенности, что все люди одинаковы.

- А вы считаете, что наши предки имели такой опыт и были более терпимы и чутки друг к другу?

- И не только имели, но и бережно его хранили...

- Лев Николаевич, сегодня, когда мнения в литературном и научном мире столь конфликтны и противоречивы, вы, если можно так выразиться, занимаете "среднюю" позицию. Так называемые "левые" обвиняют вас чуть ли не в шовинизме, а "правые" не согласны с вашими мыслями относительно монголо-татарского ига.

- К сожалению, это действительно так. Хотя время для междоусобиц неподходящее. Сегодня, как никогда, нужна консолидация всех патриотических сил. Что же касается ига, то я в корне против его нынешней трактовки. Мысль эта пришлая и родилась на Западе. При этом ее автор, французский историк де Ту, опираясь на явно тенденциозные "Записки о московской войне" статс-секретаря польского короля Стефана Батория Р. Герберштейна. поспешил причислить всех вместе скопом: и тюрок, и монголов, и русских к чудовищным носителям зла и разрушения.

Прошли века, но злополучная эта теория, выставляя в негативном свете наше прошлое, является прямым надругательством над славными делами предков. Вдумайтесь - триста лет покорного рабства! Согласуется ли это с логикой и российским свободолюбивым характером? Эта теория и нынче дает свои плоды: ее логическим следствием является химера России как тюрьмы народов, и сегодня за это расплачиваемся. Да и могло ли быть в принципе объединение земель и народов вокруг Москвы результатом одного лишь захвата и насилия? По всей видимости, нет. Без доброй воли и взаимного согласия это невозможно.

- Таким образом - без хорошего и реального знания нашего прошлого делать прогнозы на будущее авантюрно?

- Знание прошлого сегодняшнему человеку дает, во-первых, истинное понимание, что не Запад, не Восток, а именно Россия, как общее, собирательное, интернациональное, если хотите, понятие, является матерью и истинным домом населяющих ее народов. Во-вторых, не зная истории своего Отечества, трудно быть патриотом. И, в-третьих, именно в прошлом лежат корни многих сегодняшних национальных противоречий. Прослеживая их историческое развитие, можно отыскать безболезненные пути их решения.

- Мы говорим о давно минувших войнах, но история - движется. Хотелось бы знать ваше отношение к вооруженной защите Отечества, к сегодняшней армии.

- Что я могу сказать о вооруженной защите Отечества, когда я его сам защищал в годы Великой Отечественной войны на передовой, а мой отец имел два Георгия, да и деды, и прадеды были военными. Если верить фамильным преданиям, то мой далекий предок командовал одним из полков на Куликовом поле и там же погиб. Так что я скорее не из интеллигентов, а из семьи военных, чем весьма горжусь и постоянно это подчеркиваю. Для меня ратная служба - это неотъемлемая часть гражданского долга. К сожалению, я слабо знаю современную армию, но именно армия испокон веков была носительницей и хранительницей истинного патриотизма, гордости за принадлежность к великой и единой России. Потеряв эти чувства, мы неизбежно потеряем свое историческое лицо.

- Не знаю, следите ли вы за прессой и телевидением, но на армию сегодня обрушивается целый шквал обвинений во всех существующих и несуществующих грехах.

- Я не против критики, тем более, если она конструктивна. А вот дискредитация сильного всегда была уделом слабых и корыстных. Конечно, вырастить труса, надеющегося, что ему не придется воевать, испытывать какие-то трудности и лишения, легче, чем воспитать воина и гражданина. Мне думается, что безоглядный пацифизм наносит нашему обществу непоправимый ущерб.

- Лев Николаевич, давайте вернемся к вашим книгам, и в частности к теории пассионарности, то есть энергетического потенциала этносов. Применяя ее к нашей стране, на каком уровне находимся мы?

- Как ни парадоксально, при всех наших неурядицах, на подъеме. Ведь мы относительно молодой этнос, лет на шестьсот моложе Европы. Древняя Русь относится к России примерно так, как древний Рим к Италии.

- Значит, у нас, если верить вам, все впереди?

- Безусловно, если мы сами не наделаем очередных глупостей. У большой разноязычной России свой путь, который она выбрала, отстояла и обязана отстаивать в трудной борьбе.

http://www.patriotica.ru/religion/gumilev_int2.html