Вселенский патриархат оказался в сложной ситуации. Йоргос Папафанасопулос

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ожидания Вселенского патриарха и состоящего при нем синода, что к их решению присоединятся и другие поместные православные церкви, пока что не оправдались.

Вселенский патриархат оказался в весьма непростой ситуации после того как признал украинских раскольников в статусе Автокефальной церкви. На момент написания этих строк ни одна поместная православная церковь не признала «Автокефальную церковь Украины», ни одна из них не присутствовала на интронизации ее «предстоятеля», ни одна не высказалась в поддержку действий Фанара.

Напротив, появились отрицательные по отношению к этим действиям заявления предстоятелей. Кроме того (по нашим сведениям) ни один из предстоятелей (за исключением Константинопольского) не поминает главу «Автокефальной церкви Украины» Епифания.

Ожидания Вселенского патриарха и состоящего при нем синода, что к их решению присоединятся и другие поместные православные церкви, пока что не оправдались. Благодаря своим действиям на Украине Фанар рискует превратиться из координатора поместных церквей в изолированный анклав. Столкнувшись с негативной для себя ситуацией Вселенский патриархат активизировал усилия по привлечению на свою сторону некоторых автокефальных церквей. Кроме того, Ватикан, США, а также западные и прозападные правительства поддерживают действия Фанара на Украине и оказывают давление на поместные православные церкви.

Поместные церкви, которые считаются наиболее «склонными» к тому чтобы принять решение Фанара относительно Церкви Украины – это патриархаты Болгарии и Грузии и Элладская церковь. Однако в составе двух патриархатов (Болгарского и Грузинского) и Элладской церкви есть много митрополитов, которые поддерживают каноничность в Церкви и не одобряют решение Фанара.

Предстоятели этих трех Церквей не выразили в ясной форме свою точку зрения. Архиепископ Афинский Иероним хранит молчание по этому вопросу, а иерархи Элладской церкви еще не созывались. И даже если они будут созваны, при желании можно отсрочить решение, передав «украинский вопрос» на рассмотрение в Комитет по каноническим делам и отложить в долгий ящик. До тех пор владыка Иероним не будет поминать предстоятеля «Автокефальной церкви Украины». Остаются под вопросом патриархаты Александрийский и Иерусалимский. Будучи прозападными, они в то же время получают значительную помощь Московского патриархата. По крайней мере до настоящего времени патриархи Феодор и Феофил признают канонического Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и его иерархов.

Также фактом является то, что в своих решениях или заявлениях иерархии или предстоятели патриархатов Антиохии, Сербии, Румынии, а также автокефальных церквей Кипра, Польши, Албании, Чехии и Словакии отказались от признания основанной Вселенским патриархатом «автокефальной Церкви Украины» либо выразили озабоченность по поводу такого признания.

Объяснение, согласно которому ради мира и единства православных на Украине пришлось пойти на нежелательный, но необходимый шаг, оказалось необоснованным. Православный украинский народ остается разделенным так же, как и до автокефалии. А многие атеисты как и прежде безразличны к происходящему. Вместо согласия и мира разгорается гражданская ненависть и набирает ход притеснение православных, верных канонической Церкви. И все это происходит без какой-либо очевидной пользы и выгоды для Фанара и для украинского президента Порошенко, которые были главными действующими лицами в предоставлении автокефалии украинским раскольникам. Похоже, что Фанар не достиг улучшения отношений с Турцией, а Порошенко рискует не пройти во второй тур президентских выборов. Украинцы ставят на первое место свою заинтересованность в повышении уровня жизни и на последнее - внутренние дела церкви (в которых большинство людей не разбирается).

Несмотря на то, что Порошенко и государственный аппарат всеми способами укрепляют «автокефальную» православную Церковь и создают большие трудности для служения и деятельности канонической Церкви Украины, лишь немногие приходы переходят в новообразованную церковь. Согласно заявлению канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата), только 36 приходов из существующих в стране 12 000 присоединились к «автокефальной» церкви. Но даже если верно утверждение Порошенко о том, что из 12 000 приходов к государственной церкви присоединились 320, это все равно очень мало. Отметим также, что Вселенский патриархат раньше выступал против светского и государственного вмешательства во внутренние дела Церкви. Теперь же он принимает вмешательство президента Порошенко во внутренние дела Украинской православной церкви.

Между тем растет число свидетельств о вандализме в отношении святых храмов, а также о преследованиях духовенства и мирян канонической Церкви. 14 февраля епископ канонической церкви Гедеон по прибытии самолетом в украинскую столицу из Нью-Йорка был арестован вооруженными украинскими полицейскими «как преступник» (как он написал в своем аккаунте в фейсбуке). Они посадили его на другой самолет и отправили обратно в США!

Проблемы, связанные с украинским церковным вопросом, возникли и на Святой горе Афон, которая находится под прямой духовной юрисдикцией Вселенского патриархата. Монастыри раскололись по принципу признания или непризнания украинской церкви, образованной раскольниками страны. В ответ на приглашение Вселенского патриархата отправить делегацию для участия в интронизации предстоятеля Епифания, Священный Кинот большинством голосов принял решение об отказе отправить делегацию. Тогда Фанар отправил для участия в интронизации настоятелей монастырей Ватопед и Ксенофонт. Один из них, настоятель Ватопеда Ефрем, перенес сердечный приступ в Киеве до того как принять участие в интронизации.

Митрополит Одесский Павел, относящийся к новой церкви Украины, и его сопровождающие по благословению Вселенского патриарха посетили монастыри горы Афон. Монастырь Святого Пантелеимона не принял митрополита Павла, потому что (как ему сказали) монастырь его не признает. Отмечается, что в монастыре проживают русские и украинские (в большинстве) монахи. Также духовенство государственной украинской церкви не приняли в монастырях Дохиар и Зограф. Монастырь Симонопетра позволил им поклониться святым мощам. При этом они, напротив, были приняты в монастырях Ватопед, Ивирон, Ставроникита, Ксенофонт, Кутлумуш, Пантократор и Эсфигмен (новое братство).

Еще один инцидент, возникший в связи с украинским вопросом, относится к православным приходам русской традиции в Западной Европе. Внезапным решением от 27 ноября 2018 года и без предварительного уведомления и консультаций Вселенский патриархат решил ликвидировать их Архиепископию и передать все эти приходы греческим митрополитам Вселенского патриархата. До этого упомянутая Архиепископия (по решению того же патриарха Варфоломея) с 1999 года имела полную автономию и подчинялась непосредственно Вселенскому патриарху. Решение Фанара вызвало бурную реакцию духовенства и мирян приходов русского происхождения и традиции в Западной Европе. 23 февраля 2019 их представители съехались на Общее собрание в Париже, где по решению 191 члена против 15 постановили не подчиняться решению Вселенского патриархата, не распускать Архиепископию и не принимать другого епископа, кроме своего собственного архиепископа Иоанна Хариопольского.

В своей речи архиепископ Иоанн подчеркнул серьезность решения, которое они должны были принять. По его словам, члены собрания должны поддерживать единство русских эмигрантов в Западной Европе, а также тех западноевропейцев, кто последовал за ними в православии русской традиции, и сделать выбор между «быть» или «не быть» их церковной жизни.

aktines.blogspot.com

http://www.agionoros.ru/docs/2846.html