Всегда ли Бог любит послушных? О «непослушном» пророке Ионе

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пророк Иона

5 октября (22 сентября) Церковь празднует память святого пророка Ионы. Согласно церковному преданию, Иона был преемником пророка Елисея и жил в VIII в. до Р. X.

Предполагается, что мать Ионы была той самой вдовой из Сарепты Сидонской, у которой во время голода жил пророк Илия. Иона, в то время маленький мальчик, заболел и умер. По молитве Илии отрок воскрес.

Впрочем, блаженный Иероним Стридонский, ссылаясь на иудейское предание, полагал, что сыном сарептской вдовы был не сам Иона, а его отец Амитай.

Книга пророка Ионы повествует о том, как Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние в Ниневию – столицу Ассирии. Но Иона решил убежать от Бога, и поплыл на корабле в Фарсис (Испанию). Господь, желая вразумить пророка, поднял сильную бурю. Иона понял, что буря послана из-за его непослушания, и велел корабельщикам выбросить его в море. Как только они это сделали, шторм прекратился.

Как только Иону выбросили за борт, шторм сразу прекратился

В море ослушника проглотил кит, в чреве которого Иона пробыл три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, молясь Богу. Кит изверг Иону на сушу. Только тогда пророк пошел исполнять волю Божию.

Поразительно, что гордые и грешные жители Ниневии, услышав пророка, покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Впрочем, историки говорят нам, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. 15 июня 763 года (т.е. приблизительно во время описанных в книге событий) ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Всё это они могли воспринять как знаки Божьего гнева. Не исключено, что эти знамения стали причиной массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

Объявив Ниневии о грядущем наказании Божием, пророк отошел от города на безопасное расстояние, чтобы наблюдать за его разрушением. Бог произрастил некое растение, своими листьями покрывающее Иону от жары. Но, едва успев вырасти, растение засохло. Ион очень расстроился. Тогда Бог сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4,10-11) На этих словах книга заканчивается.

Иона – это единственный ветхозаветный пророк, который попытался «убежать от Бога». Тем не менее, Бог, зная, как поступит Иона, избрал для данной миссии именно его. Интересно, что Всевышний порой избирает для Себя ершистых и непокладистых служителей. Непростых людей, которые могут с Богом спорить, задавать Ему неудобные вопросы, обижаться на Него, выяснять с Ним отношения. Такими были Моисей, Иов, Авраам.

Да, Богу угодно послушание более всех жертв. Но послушание может иметь разное качество. Для каждого человека естественно свое переживание послушания. Для человека простого, цельного характерно простое послушание без лишних вопросов. Для человека более сложного, настырного, да еще и обремененного многими знаниями обязательно бывает нужно разбираться, удостоверяться, что-то проверять и выяснять для самого себя. С таким человеком Богу будет труднее – но если он все-таки решится слушать Бога, это будет выношенное, зрелое, осознанное, неравнодушное послушание, которое может принести очень много плода.

Когда человек дерзает спорить с Богом, требует от Господа каких-то объяснений, задает Ему трудные и мучительные вопросы – это не всегда признак гордости. Напротив, это может быть признаком любви к Богу и искренности с Ним. Гораздо хуже, когда мы равнодушно исполняем что-то в Церкви, зная, что это «правильно», и так «надо делать».

Бывает, так и проходит вся наша жизнь в Церкви. Человек просто исполняет свой «религиозный долг», делает то, что ему сказали… Но узнает ли он Христа, как своего личного Спасителя? Есть ли во всем этом «исполнении» подлинное богообщение? Человек ходит в храм по многолетней привычке, или действительно живет некой сокровенной духовной жизнью – находит и теряет Христа, мучается своей греховностью и радуется о Господе, падает и вновь встает? Есть ли жизнь и динамика в его церковности, или же христианин давно уже закостенел, и стоит в храме лишь «по обычаю», не желая ничего менять в своем бытии?

Пророк Иона как раз является примером живого и непосредственного богообщения – мучительного, непростого, но вместе и радостного. Заметим, что проповедь Ионы в Ниневии изменила не только жителей города, но и самого пророка – он узнал безмерность милосердия Божьего, и прикоснулся к неисчерпаемой глубине Божественного промысла. Но для этого Ионе надо было «психануть» и совершить попытку бегства от Господа, а затем обидеться на Него за то, что Он не разрушает Ниневию, как обещал. Да еще и растение засушил, видите ли. Но Бог терпеливо отвечает Ионе – или Своим Божественным словом, или событиями.

«Не бойтесь задавать Богу вопросы. Не бойтесь честно открывать Ему настроения своей души. Будьте искренни с Ним, ведь Он все равно знает наше сердце, и вы не скроетесь и не убежите от Него. Живите в Церкви по-настоящему, не будьте формальными «исполнителями» церковных чинов и дисциплин. Ищите Господа. Обращайтесь к Нему всегда – даже в глубине морской, во чреве китовом. И – не забывайте о покаянии».

Такую проповедь можно расслышать ушами сердца от пророка Ионы, память которого мы сегодня празднуем.

http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/56387-vsegda-li-bog-lyubit-poslus...