Всё возможно верующему. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

  (Исцеление бесноватого отрока)  (Мф. 17:14-21)

Во имя  Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь обращается к людям с такими словами: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Эти слова относятся не только к тем людям, которые окружают Христа. Они в такой же степени относятся и к Апостолам, которые не смогли исцелить отрока за свое неверство,  и  к каждому из нас.

Христос говорит Апостолам, что они не смогли исцелить отрока по неверию их. Если б была хоть маленькая вера, – говорит Христос, – то тогда можно было бы горы двигать. А в чем, собственно говоря, неверие состоит? В чем  проявляется бессилие апостольской веры? Почему, те, которые считаются Его учениками, самые близкие ко Христу, вдруг оказываются абсолютно бессильны  перед стихиями мира сего, ничего не могут сделать с юношей, одержимым злобной бесовской силой? Где же эта сила христианства, почему она не проявляется?

В сегодняшнем апостольском послании мы слышим слова, казалось бы, не относящиеся к этому евангельскому чтению. Апостол говорит, что желающие хвалить всё по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы и вы обрезывались, дабы похвалиться в  плоти вашей. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новая тварь» (Гал 6:12-14). Исторический контекст понятен, апостол Павел обращается к христианам из иудеев, которые сомневаются, соблюдать ли им Моисеев закон, совершать ли  обрезание, или все покрывает крещение.  Но  на самом деле  эти слова относятся к каждому из нас.

 Хвалиться о кресте, как говорит апостол Павел, это значит совершенно презреть законы мира сего, а слово «обрезание» здесь означает жизнь по Ветхому закону, то есть по стихиям мира сего,  по основаниям и привычкам безбожного мира, в котором мы очень комфортно себя ощущаем, в котором мы привыкли действовать и с которым мы, в общем, согласны. Мы понимаем,  как здесь разворачиваются события. Мы знаем, как ответить ударом на удар,  как проявить себя в каких-то сложных обстоятельствах, как защититься от материальных неприятностей,  чтобы окружающий мир  нас не раздавил. И когда  он на нас наступает, заставляет  действовать по его законам, мы теряем всякую веру в Христа. Мы совершенно забываем о том, что говорит Евангелие, и начинаем жить так, как в этом мире положено и принято, по его безбожным законам: законам без Христа, законам обрезания, законам плоти. Мы думаем, что  решим свою проблему, а потом опять обратимся к Богу. И  получается, что мы пытаемся совместить в своей жизни крест Христов и обрезание, жизнь по плоти и евангельские слова. А это невозможно.

Именно об этом говорит Апостол, что крестом могу только хвалиться, потому что крестом для меня мир распят. А почему это так, становится понятно из  еще одного евангельского чтения, которое звучало сегодня в храме. В нем  говорится о том, как Бог возлюбил мир «…ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир  спасен был чрез Него» (Инн.3:16).  

 Апостол услышал эти слова. А если человек эти слова услышал и принял, смог поверить в них по-настоящему, то разве после этого он сможет жить по стихиям мира сего? Разве потом он сможет  забыть о том, что Бог его так любит? Он знает,  что ему  не должно быть страшно, что в этом мире ему бояться нечего!

А мы боимся. Мы очень боимся этого мира, мы  боимся  разладить с ним  отношения,  протестовать против него, выйти из него – боимся. И тогда наша вера ничего не стоит,  христианство наше абсолютно бессмысленно и бессильно. Так получилось в истории с евангельским  отроком:  Апостолы оказались беспомощны и исцелить его не смогли.

Мы род неверный и развращённый законами этого мира, потому что в этом мире мы знаем, как поступать. Как поступать во Христе, мы тоже знаем, но боимся. Боимся услышать эти слова Христовы  о том, что  Бог так нас любит, что Сына Своего Единородного за нас отдал. Что не судья Он наш, а Отец. Что Он пришел нас спасти,  каждого спасти, вытянуть из самого тяжелого положения,  из самого безвыходного состояния. В это надо верить, это надо принять, и с этим надо жить.

И в этом есть крест Христов, которым мы распинаемся, к которому мы пригвождаемся, потому что тогда мы начинаем Христу, распятому за нас, хоть немножечко, хоть чуть-чуть, но как-то соответствовать, хоть как-то быть на него похожими. Потому что так мы отвечаем верностью на верность, любовью на любовь, доверием на  то, что Господь каждому из нас дал.

Очень легко и  приятно слышать, что Бог так тебя любит, что Бог готов на все для тебя. Но  ответить потом на эти слова бывает очень тяжело. Потому что мир все время призывает нас жить по его законам, мир все время призывает нас жить по плоти, жить  так, как живут все, поступать так, как делают все,  жить в контексте этого мира. А христиане так жить не должны. Христиане – это избранный Богом народ, который должен из этой среды выйти, который должен к Богу стремиться и жить по законам Его любви.

Аминь.

26.09.10

http://forum.trinity-church.ru/prior/outreach/vsyo_vozmozhno_veruyushhemu