Время М.С. Горбачева и старообрядчество

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

30 августа 2022 года ушел из жизни первый и последний президент СССР, бывший генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Несмотря на разные исторические оценки этой личности, одно остается несомненным — именно при М. С. Горбачеве были остановлены гонения на религию в Советском Союзе и возвращена свобода вероисповедания.

Председатель Совета по делам религий Константин Харчев рассказывал о том времени: «К необходимости как-то нормализовать отношения с верующими гражданами СССР партийное руководство пришло еще до апрельского пленума. Исследования показывали, что верующих в стране — значительная доля населения. Не только никакого снижения их числа не наблюдалось, но продолжался постепенный рост…Мы тщательно изучили советское законодательство и обнаружили, что запретов в отношении религий в Конституции и законах нет. Но был целый пласт постановлений и решений Совета по делам религий, которые не вписывались ни в какие законодательные рамки, но были приняты Советом по инициативе партийных органов и таким образом получили правовое признание…Горбачев всегда нейтрально относился к вопросу взаимоотношений государства и Церкви. В связи в 1000-летием он принимал патриарха и членов Синода. Сейчас я думаю, что нейтральная позиция Горбачева была не самым плохим решением. Генсек тогда впервые за десятилетия встретился с церковниками. До этого была только знаменитая встреча Сталина с митрополитами в Кремле в 1943 году. Колоссальную роль в перестройке отношений Церкви и государства сыграл Яковлев. Он понимал, что демократизацию страны надо начинать с отношения к Церкви, к верующим. Без него не удалось бы провести реформы, ведь меня пытались снять каждый год. Было заседание отдела ЦК, еще в 1987 году, на котором мы докладывали о подготовке к празднованию 1000-летия крещения».

Интересно, что супруга генерального секретаря Раиса Максимовна Горбачева приняла участие в официальных торжествах по случаю юбилея крещения Руси, которые состоялись в Большом Театре столицы.

2 июля 1987 года Дмитрий Лихачев в качестве председателя правления Советского фонда культуры приехал в старообрядческий центр Москвы, на Рогожском. Здесь ему вручили подписанный церковный календарь для заместителя председателя правления Советского фонда культуры Раисы Горбачевой. Дмитрий Лихачев стал ходатайствовать за старообрядчество перед М. С. Горбачевым, и меньше, чем через две недели после визита Лихачева, архиепископу Алимпию позвонили и спросили о нуждах старообрядцев. Вскоре на Рогожское поступили необходимые строительные материалы, золото для отделки крестов, стали постепенно возвращать здания.

Раиса Горбачева помогла в организации выставки старообрядческих рукописей в библиотеке Конгресса США, помогала в организации юбилейных торжеств на Рогожском, связанных с 1000-летием крещения Руси. Благодаря покровительству властей, стало возможным возведение в 1988 году архиепископа Алимпия (Гусева) в митрополиты.

В 1987 году Р. Горбачева ходатайствовала о помощи центру старообрядчества в Белой Кринице. Специалисты Каменец-Подольских реставрационных мастерских успели позолотить купола, кафедральный собор стал филиалом московского музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Здесь планировалось открыть музей старообрядчества и вернуть Белой Кринице статус духовного центра староверия. Но после распада СССР село оказалось на территории другого государства. Украинские старообрядцы неоднократно обращались как к украинским, так и к российским властям с просьбой помочь в восстановлении этого важного центра. Но никакого ответа уже не получили.

К сожалению, старообрядчество мало воспользовалось возможностями, открывшимися во время правления М. Горбачева и сразу после него.

В 80-90-е годы староверы не смогли создать никаких общественных организаций, не смогли наладить взаимодействие с органами власти, не лоббировали свои интересы в парламенте, а главное — не смогли организовать сколь-нибудь значимое духовное возрождение своих религиозных объединений. При этом, что немаловажно, в начале 90-х количество приходов РПЦ было вполне сопоставимо с количеством старообрядческих приходов (приблизительная разница составляла не многим более, чем в 10 раз). На рубеже 80-х и 90-х были города, в которых действовал только старообрядческий храм и ни одного РПЦ. В подмогу старообрядчеству были советские издания «Жития протопопа Аввакума», общий тираж которых доходил до миллиона, а также книги и репортажи журналиста Василия Пескова о староверах Лыковых, расходившиеся по стране многомиллионными тиражами. Большую известность получил журнал «Родина» (внутри был журнал «Церковь» под редакцией известного старообрядческого общественного деятеля А. В. Антонова), полностью посвященный староверам и напечатанный тиражом 650 000 экземпляров.

Однако успехи в возрождении староверия в 1988-2011 годах были очень скромными. Многие храмы не были возвращены, да их и не пытались возвращать. Какой-либо просветительской работы не велось. Как писал один из старообрядческих авторов того времени: «Должной катехизации не существовало. Удивительная была картина: крестили десятками, а храмы не только не наполнялись, а, наоборот, стремительно пустели!»

Среди причетников всех согласий было и немало влиятельных людей старой, советской закалки, которые продолжали интеллектуально и духовно существовать во временах Советского Союза, когда никакая активная церковная деятельность не поощрялась, а вся духовная жизнь сводилась к богослужению и праздничным трапезам.

К концу 90-х годов и началу 2000-х годов старообрядчество России находилось практически в таком же состоянии, что и в конце 80-х. И даже после 2017 года, когда президент России В. В. Путин посетил духовный центр РПСЦ на Рогожском, произошедшие в старообрядчестве изменения можно назвать сильно запоздалыми и в значительной степени косметическими.

Очевидно, что за тридцать с лишним лет, прошедших с открывшихся при М. С. Горбачеве религиозных свобод, старообрядчество добилось очень и очень малого. Гораздо меньшего, чем в существенно более краткий период религиозных свобод 1905-1917 годов. Видимо не случайно поэтому старообрядческие согласия и «не заметили» кончину человека, который дал им религиозную свободу в конце XX века.

Источник: "Русская вера"