Время Креста. Священник Андрей Мизюк

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время?

Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее(Мк. 8, 34, 35).

В этих словах — призвание к совершенству, к исключительному, к царскому пути. Услышав о нем, богатый юноша отошел в печали от Спасителя, ибо, исполнив в своей еще недолгой жизни многое, не решился на главное. Не так ли и мы в нашей привычной нам жизни через исполнение внешнего (ну хотя бы воздержание в пост от скоромной пищи) забываем о самом главном — об отвержении себя, о милосердии, о внимании к ближнему, о жертве и сострадании?

Несение креста — есть и со-страдание Христу. Но требует ли Господь от нас быть избитыми и распятыми? Не в страдающих ли близ нас наших ближних Он Сам на Голгофе? Ведь, делая что-то одному из братий наших, мы не делаем ли то же Самому Христу?

Мне как священнику приходится и приходилось окормлять пациентов и сотрудников нескольких лечебных учреждений. Перинатальный центр, что рядом с железнодорожным вокзалом, и Центр термических поражений (ожоговый центр), что на Соколовой, 306. Перинатальный центр — это не просто роддом, а учреждение, в котором оказывается квалифицированная помощь беременным и новорожденным в особых, сложных и тяжелых случаях. Ну, а ожоговый центр — место, в котором страдание, настоящее, физическое и порой даже смертельное, является состоянием почти что постоянным. Здесь недостаточно быть просто квалифицированным врачом, здесь надо быть именно сострадающим человеком. И, слава Богу, такие доктора в этой больнице есть. И главврач, по разрешению которого рядом с реанимацией устроен молитвенный угол, где совершаются молебны, и рядовые врачи, которые, проходя по палатам накануне визита священника, рассказывают о Причащении и исповеди, приглашая всех имеющих силы помолиться и поучаствовать в таинствах. Их работа — это тоже несение креста. Это не просто лечение, но и участие во врачевании душевных ран, которые там не менее страшны, чем физические. Да и как возможно остаться равнодушным, приходя в реанимацию, особенно в детском отделении? Смотреть в заплаканные глаза матерей, полные боли и страха глаза маленьких страдальцев можно, лишь имея сердце, которое способно болеть и умирать за другого, которое способно преодолевать… Для этого недостаточно просто иметь диплома врача. Здесь важно призвание. Мне помнится крещение тяжелого больного, попавшего в страшный пожар молодого мужчины, который сподобился Таинства Причастия уже на пороге смерти. Он был почти не способен говорить, но о многом говорили его глаза.

Помню и беспризорного мальчишку, баловавшегося на железнодорожных путях и получившего жуткий удар током высоковольтной линии. Он был беспризорным не потому, что был сиротой, а потому, что был никому не нужен — его родственники появились лишь через несколько дней. Я читал молитвы на освящение воды перед Крещением, а его хрупкое тельце тряслось от высокой температуры и интоксикации. Помню его совершенно недетские, испуганные глаза.

Помню и молодого человека с 85% поражения кожи после взрыва газового баллона. Это как раз тот случай, когда шансов никаких нет. Когда рядом с ним сидела его мама, которая все понимала, но очень-очень ждала от меня утешения. Трудно в этих случаях смотреть в глаза. Особенно если пациенту, его родным все ясно и так. И тогда Господь явил чудо… Уже через неделю после первого Причастия этот обожженный человек сам пытался передвигаться по палате, он постоянно молился, я бы сказал — молился отрешенно, самыми простыми словами, особенно в те моменты, когда было невыносимо больно. Он не умер. Ровно через месяц после регулярного Причастия и соборования мы вместе служили благодарственный молебен у Распятия рядом с реанимацией. Он понес свой крест, как несли свой крест и врачи, кропотливо собирающие его по маленьким частичкам, меняя пораженные участки тела искусственно созданными материалами. Огромное спасибо этим докторам, Марии и Елене, и многим другим, неравнодушным и верящим. И верующим…

Начиная молебен в Перинатальном центре, я всегда стараюсь пожелать будущим мамам не только хорошего и благополучного родоразрешения, но и того, чтобы по прошествии сорока дней после рождения их малыши были бы крещены в храме. Это уже традиция. Крещение в роддоме нередко означает только одно — существует угроза жизни новорожденного. Конечно же, несмотря на тяжесть родовых травм и болезней многие младенцы выживают. А у кого-то динамика с отрицательной на положительную меняется прямо сразу после крещения — Господь не оставляет. И невольно понимаешь, что и маленьким совсем тоже приходится нести свой крест, перенося тяжелые болезни. И их матерям, которые стоят рядом в момент крещения, конечно, тоже. Мне неизвестно, как и о чем молятся они в этот момент, но знаю, что в такие мгновения перед моими глазами стоит Мать, Которая приняла и спеленала Своего Сына дважды — сначала в Вифлееме, а потом у Голгофы… И Ее присутствие ясно ощущается в такие моменты — особенно когда крещение совершается за несколько часов до смерти новорожденных. И Царство Небесное совсем близко.

Очень скоро в Перинатальном центре появится свой молитвенный уголок, место уже подобрано. И есть доброе участие в этом начинании главного врача. И огромная помощь докторов. Их много: Елена, Сергий, Алексий, Ирина, многие другие. Их труд и отношение — это тоже служение и тоже несение креста.

…Крест — это еще и знак. Знак победы. Потому и орудие это мы украшаем и лобызаем, потому что на нем растерзано рукописание наших грехов, на нем Жизнь сокрушила смерть и уязвила сатану. На нем Бог открыл объятия всему миру, позвав каждого из нас вслед за Адамом вернуться домой. Куда вернуться можно, имея свой особый отличительный знак, которым был освящен наш путь,— знак Креста. Сейчас самое время.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 5 (529)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vremya-kresta