Время – это хроническая болезнь нашего ума. Протоиерей Игорь Рябко
Сегодня, в день, когда празднуется церковное новолетие, мы поговорим о времени и о том, какое значение оно имеет в нашей жизни.
«Время, словно игла в руках швеи, шьет каждому погребальные одежды, а благодать, словно умелый плотник, строит каждой душе лестницу в небо»
(старец Симон Безкровный).
Время – удивительная вещь. Оно в одно и то же время может двигаться как быстро, так и медленно. Дни, недели мелькают одни за одними, не успеваешь оглянуться, а война уже идет бесконечно долго. Время – такое же творение, как и все остальное. Было время, когда времени не было, и будет время, когда оно исчезнет. Но что же происходит с душой, живущей во времени?
Время очень тесно связано с деятельностью нашего ума, так же как и ум связан со временем. Мышление может ускорять или замедлять течение времени. Есть мнение, что время – это вообще болезнь ума. В какой-то мере с этим можно согласиться. Если мы возьмем, к примеру, такие идеологии, как коммунизм, фашизм и т.п., то без труда увидим, что т. н. «благо», к которому они стремятся, всегда находится в будущем. Но ради этого самого иллюзорного будущего нужно прямо здесь и сейчас проливать реки человеческой крови, превращая жизнь людей в ад. Целью всех этих человеконенавистнических идеологий является сконструированная умом идея, которая должна осуществиться в воображаемом будущем.
Как показывает опыт, будущего счастья достичь никогда не получится, а вот реальных несчастий, порожденных этой идеей, бесчисленное количество.
Вера в будущий рай создает ад в настоящем. Разве это не очевидная болезнь ума, связанная с его иллюзией о времени?
И разве все мы в той или иной степени не больны этой болезнью? Наш ум создает навязчивую идею, что спасение – это избавление от настоящего, а счастье – это то, что может быть только в будущем. Но вот парадокс, который мне не раз приходилось замечать. Проходит время, год, два, несколько десятков лет, и человек начинает вспоминать прошлое, то самое, в котором он мечтал о райском будущем, как самое счастливое время своей жизни. А настоящее, к которому он стремился в прошлом, воспринимается им с тоской и унынием.
Даже те люди, которым удалось построить успешный бизнес, сделать карьеру, приобрести дом, машину и скопить немалые сбережения, говорят, что самое лучше время их жизни было в детстве, когда они только мечтали о красивых и дорогих игрушках. Теперь они поняли, что по-настоящему счастливыми они были тогда, когда пели песни у костра в стройотряде, когда жили от стипендии до стипендии, когда, несмотря на очень скромный быть и постоянные недостатки, они умели радоваться жизни.
А теперь, когда все есть и даже более, одна тоска и разочарование. Постоянный страх потери благополучия, необходимость много времени тратить на работу, для того чтобы сохранить нажитое и т. п.
Но даже и без всех этих контрастов у большинства людей ум почему-то прошлое по большей части идеализирует, стирая все негативные эмоции, а будущее в основном связывает с ожиданием бедствий, болезней и страданий. Или, наоборот, несет идею о будущем, как о спасении и избавлении от неудовлетворительного настоящего.
Я смотрю на своих котов и думаю, имеют ли эти Божьи твари такую же умственную болезнь, как и мы? Вспоминают ли они с тоской прошлое? Мечтают ли о счастливом будущем?
Думают ли со страхом о том, что же дальше будет происходить в их жизни? Говорит ли на своем языке кот Мурчик кошке Масе: «Ах, как же было хорошо, когда я был котенком»? Я думаю, что, скорее всего, нет, это только наша человеческая болезнь. Животные всегда живут в настоящем, это та замечательная способность, которую мы с вами, к сожалению, потеряли.
Однажды я проходил мимо людей, которые выгуливали в парке собак. Животные играли между собой. Среди них была одна собачка, у которой задние лапы были парализованы. Любящая хозяйка приспособила к ним небольшую повозку с двумя колесиками, и собака, отталкиваясь передними лапами, катила за собой задние и пыталась играть вместе с другими. И вот что я заметил: она не чувствовала себя какой-то ущемленной. Ее морда была вполне счастливой, собака жила настоящим моментом и не унывала от того, что не такая, как все, у нее явно не было депрессии по этому поводу. Играющие с ней собаки тоже воспринимали ее как равную, без жалости или пренебрежения, как это бывает у людей.
Если бы мы так же умели жить настоящим, то, наверное, избавились бы от многих психологических проблем. Ведь настоящий момент – это все, что у нас есть. Животные только этим и живут, принимают все сущее как данность и живут свою жизнь. А вот человек, к сожалению, заблудился в лабиринтах своего болезненного воображения.
Наша душа заключила себя в цивилизационные блага, как в тюрьму, а страх и комплексы, связанные с условиями содержания в этой темнице, делают нас пожизненными заключенными. До того как человек надел на себя кандалы из этих благ, он был гораздо свободнее.
Один автор справедливо заметил, что североамериканские индейцы до своего порабощения прислушивались к звукам природы, шелесту листьев, шуму ветра так, как современные американцы прислушиваются к шелесту долларов.
Карл Юнг в одной из своих книг рассказал о беседе с одним из вождей американских индейцев. Вождь заметил, что у белых лица всегда напряжены, они имеют пристальный взгляд и ведут себя, как правило, жестоко и бессердечно. Он сказал: «Они все время что-то ищут. Что они ищут? Белые всегда чего-то хотят. Они всегда обеспокоены и встревожены. Мы не знаем, чего они хотят. Мы думаем, что они сошли с ума». Как же он был прав. Да, люди и в самом деле сошли с ума. Теперь уже бесповоротно. Нынешняя война – трагическая иллюстрация этого сумасшествия.
С ума сходят не сразу, постепенно, шаг за шагом, чем дальше, тем больше. С самого детства нас учили думать головой и забыть о сердце. Наши души постепенно сковывали ложными стереотипами мышления, давали лживые ценностные установки, затачивали нашу жизнь на достижение ложных целей и решение ложных задач. Детсад, школа, вуз, как ни крути, приучали нас быть эгоистами. Будь лучше других, учись лучше, добейся большего, покажи, на что ты способен.
Оценки – показатели гонок эгоизма. А ведь все дети в начале своей жизни были, каждый по-своему, замечательны и прекрасны. Но общество приносило их в жертву потребительской идеологии и просеивало на жерновах способностей к знаниям, умениям и навыкам. Так, с детства нас учили быть рабами миру. В этом рабстве мы потеряли способность удивляться великому чуду, которое называется жизнью, перестали радоваться богатству запахов, красок, звуков, которые она нам преподносит, перестали замечать великую красоту, которой наполнен Божий мир. Но зато научились сначала конкурировать друг с другом, а потом и беспощадно убивать себе подобных «ради общего блага».
«В мире все время что-то изменяется, но сам мир в своих привычках всегда остается одним и тем же. Поэтому для тех, кто стремится к спасению, задача остается всегда одной и той же: прекратить с ним всякие отношения, стать бесстрастным и обратиться глубоко внутрь самого себя» (старец Симон Безкровный).
Наш ум стремится заманить нас в прошлое, заставить думать о будущем для того, чтобы мы потеряли всякую связь с настоящим. Так, скапливая в себе время, мы постепенно начинаем прогибаться под его неподъемной тяжестью, мучаясь и страдая от этого. И эта мука порождает состояние бесконечной тревоги и озабоченности.
Старец Симон (Безкровный) справедливо учит нас тому, что: «Завтра никогда не наступит. Все время целиком есть только сейчас. Поэтому сказано: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2). Поскольку все время целиком есть только сейчас, значит, "сейчас" – это другое название вечности. Вечность – это то, где времени больше нет. Ум – это только часы времени, но сам ум, как часы времени – не есть время, а его видимость. Ум показывает время, которого в "сейчас" нет и никогда не было. Итак, победа над умом есть победа над временем. Остановить ум значит остановить время. Остановка ума есть "время благоприятное". Это поистине и есть "день спасения". Учись молитвой отделять себя от ума, бдительно наблюдая за ним, чтобы он не поил тебя ядом своих лукавых мыслей, повергая тебя в уныние и улавливая в искушения. Это есть умное трезвение. Ум очень не любит, когда за ним наблюдают, и тут же скрывается, а с ним исчезает и связанное с ним время. Человек же становится свободным преображенным духом – жителем вечного Царства Божия, вневременного и бесконечного».
Настоящее – самый драгоценный момент. Никогда не будет такого, чтобы наша жизнь протекала вне «сейчас». Дверь в вечное открыта для нас только в настоящем и никогда в прошлом или будущем. Пространство и время, по сути, обратная сторона таких Божественных свойств, как вечность и бесконечность.
Состояние глубокого внутреннего покоя (безмыслия) – это и есть портал перехода временного и конечного к вечному и бесконечному. День нашего рождения и день нашей смерти определяет границы зримого жизненного пути. Наша жизнь состоит из множества шагов и мыслей. Но каждый шаг мы делали всегда только в настоящем, в котором присутствовало вечное.
Главная наша ошибка заключается в том, что мы всегда шли вперед, а надо было идти вглубь самих себя, туда, где нас всегда ждет Бог.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/75936-vremja-eto-khronicheskaja-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии