Враг Божий не властен погубить нас. Священник Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

В Неделю 4-ю Великого поста – Мк 9:17–31 (зач. 40):

В те дни человек некий пришел к Иисусу, кланяясь Ему и говоря: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Повествование об исцелении бесноватого отрока в изложении евангелиста Матфея мы слышали в 10-е воскресенье после Пятидесятницы. Теперь, за три недели до Пасхи, Церковь вновь напоминает нам этот сюжет, но уже в соответствии со свидетельством Марка.

Рассказ апостола Марка содержит некоторые подробности и детали, которых нет у евангелиста Матфея. Это и обстоятельное описание отцом отрока симптомов болезни его сына, и его исповедание веры и мольба о большей вере, и упоминание о сбегающемся посмотреть на чудесное исцеление народе…

Но мне хотелось бы обратить внимание вот на какие слова. У Матфея есть лишь первая половина этой фразы, у Марка она дана в более полном виде. Отец отрока говорит о духе немоты, что тот «многократно бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его». Именно: чтобы погубить его.

В художественной литературе часто рисуется облагороженный образ дьявола: падший дух наделяется чертами романтического героя, страдальца за правду, изгнанника и скитальца.

Между тем цель, которую ставит себе сатана, подступаясь к человеку, всегда одна: уничтожить творение Божие. Поэтому гораздо реалистичнее, чем у Гёте и Булгакова, выглядит образ врага Божия у К. С. Льюиса в его «Письмах Баламута». Всё весьма прозаично: бес хочет гибели человека – и его души, и тела. А заодно он не прочь поживиться и своим собратом.

Святитель Игнатий Кавказский в одном из сочинений рассказывает о человеке, который из-за неправильного образа молитвы оказался в состоянии глубокого прельщения. Он пришёл побеседовать к одному монаху. Тот выслушал его рассказ о молитвенных восторгах и задал неожиданный, как может показаться, вопрос: «Не приходила ли вам мысль убить себя?» Ответ был положительным: мысль не только приходила, но почти уже и исполнилась на деле. Как видим, нечистый дух сначала завладел человеческой душой, а затем уже стал подбрасывать мысль о самоубийстве, чтобы сделать спасение души невозможным.

Об этой стратегической задаче сатаны необходимо помнить. Дьявол жесток, циничен и беспринципен. С ним нельзя заключить союз, нельзя подписать договор, с ним ни о чем нельзя договориться. Он обязательно посмеется над своим сторонником и предаст его. Это хорошо показал Виктор Пелевин в своем недавнем рассказе о служителях богини Кали.

Впрочем, навряд ли мы найдем среди христиан сознательных друзей сатаны. Но сколько среди нас тех, кто, как говорится, своим действием или бездействием становится на сторону врага Божия. Уклоняясь от добра, мы неизбежно делаем шаг в сторону зла – это нужно ясно осознавать. Равнодушно позволяя страстям укореняться в нашем сердце, мы делаем нашу душу подверженной дьявольскому влиянию.

Картина безрадостная. Но сегодняшнее евангельское чтение – отнюдь не о власти сатаны. Собственно, он и не имеет над нами никакой власти: Христос сокрушил силу ада. Но и до Своего страдания, до восстания из гроба Он одним лишь словом исцеляет отрока – и нечистый дух выходит из него. При этом бес напоследок решил показать свою мнимую силу: отрок «сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Затем, уже наедине, в доме, ученики спросили Спасителя: «Почему мы не могли изгнать его?» И Учитель произносит знаменитые слова: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

«Причина действия поста на духов злобы, – пишет святитель Игнатий в другом месте, – заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим… Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу… а молитва постящегося … произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу».

Не будем пренебрегать теми средствами для уврачевания нашего естества, которые дает нам Господь. До Страстной седмицы – предпразднства Пасхи – осталось всего лишь две недели. Постараемся провести их с пользой для души. И будем уже сейчас припоминать пасхальное песнопение: Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже…


Источник: Православие  и мир