ВОЗВЫШАЯ ДУШУ НАД ТЕЛОМ И УСТРЕМЛЯЯСЬ К ВЕЧНОМУ. Из творений святителя Амвросия Медиоланского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

7/20 декабря Церковь чтит память святителя Амвросия, епископа Медиоланского (ок. 339–397), – ревностного защитника чистоты веры, вдохновенного проповедника и гимнографа.

О бедности и богатстве

Пусть не желает <человек> слишком многого, ибо и малого ему слишком много; ведь бедность и богатство – названия нужды и довольства. Небогат тот, кто в чем-то нуждается, и небеден тот, кто не нуждается.

***

Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей

И истинно богат, кто видится богатым в очах Бога, для Которого земля ничтожна и сам мир тесен. Но Бог считает богатым только того, кто богат для вечности, кто пожинает плоды не земных благ, но добродетелей. Кто же богат пред Богом, если не кроткий и скромный дух, никогда не повреждаемый? Разве тебе не кажется богатым тот, кто обладает миром души, невозмутимостью спокойствия, кто ничего страстно не желает, кого не волнуют бури страстей, кто не презирает старого и не ищет нового, даже при наибольших богатствах оставаясь неимущим о вечной неудовлетворенности?

О милосердии

Ныне настало то время, о котором пишет блаженный апостол: в последние дни умножится беззаконие и охладеет любовь (см.: Мф. 24: 12). Ибо теперь умножился грех скупости, который прежде исчезал от щедрости, и охладела любовь братская, которая некогда была распаляема любовию Христовою. Во времена апостолов царствовала любовь братская, так что в обществе верующих не было бедности, а ныне такая холодность в христианах, что между ними едва найдешь одного богатого. Я разумею здесь богатого не столько имением, сколько делами. Ибо апостол сказал: да будут богаты добрыми делами (ср.: 1 Тим. 6: 18).

***

Когда кто помогает бедным не столько, сколько может, то и приносимое бывает неприятно (Богу), и сберегаемое не насыщает его. Ты, христианин, неправедно разделяешь, когда из великого богатства более сохраняешь для чрева, нежели даешь Господу.

***

Заслуга благотворителя такова, что он в доме своем оказывает милость один, а в Церкви устами многих умоляет Господа, и чего сам бы не осмелился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многих, получает неожиданно.

О покаянии и осуждении

Больше можно найти таких, которые хранят непорочность, нежели тех, кто пристойным образом приносит покаяние.

Надлежит отречься от мира: спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой; жить так, чтоб мы умирали в этой жизни, отвергали себя и полностью изменяли себя.

***

Откладывающих покаяние Сам Господь довольно увещал, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Не знаем, в который час придет вор, не знаем, не в эту ли ночь исторгнут душу нашу.

***

Кто старается исправить пороки человеческой слабости, тот должен самую эту слабость на собственных своих плечах держать и как бы взвешивать, а не отвергать. Ибо читаем, что евангельский тот пастырь погибшую овцу возложил на свои плечи, а не оставил. И Соломон говорит: не будь слишком строг – потому что правда должна быть смягчена умеренностью. Доверит ли тебе лечить себя тот, кого ты ненавидишь и который думает, что врач пренебрежет им, а не сожалеть будет о нем?

***

Это подобно тому, как когда кто ведет пленный народ: ведут пленника, но по принуждению; идет в чужую землю по нужде, внутренне же несет с собой отечество и ищет способа к возвращению. Когда такой пленник возвращается, тогда кто не примет его?

***

Не навек оставляет Господь. Но, послав горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Господь для того смиряет под ноги Свои всех привязанных к земле, чтобы мы избежали суда Его.

О целомудрии и борьбе со страстями

Зрит око плотское, но да закрываются очи сердечные, да пребудет целомудренность духа невредима… ибо есть пламень, пожирающий внутренности. Потому да не распространяем этот огонь в недрах духа нашего, да не сожжем одежду внутреннего человека, и эту внешнюю ризу нашей души и покрывало да не пожирает пламень похоти, но да пройдем через огонь.

***

Похвальна и стыдливость, которая как бы закрывает телесные очи, так что часто не видим мы и того, на что смотрим. Ибо хотя кажется, что и видим все встречающееся, но, если не будет при том внимания духа, зрение наше не действительно, почему больше мы видим духом, нежели телом. Хотя плоть и воспримет огонь, но да не передаст его в сокровенные недра духа нашего. Этот огонь да не присоединяем к костям, да не налагаем сами на себя уз.

***

От диавола многие ставятся сети. Да и собственные наши глаза для нас то же, что сети некие, и потому написано: да не уловлен будешь очами твоими. Итак, мы сами себе ставим сети и, запутываясь, уловляемся. Сами себя связываем узами, ибо каждый связывает себя узами прегрешений.

***

Итак, да пройдем сквозь огонь юношества, да перейдем через воду, да не пребудем в ней, да не заключат нас глубокие реки.

***

Душа святого Иосифа настолько была закрыта для греха, что сама прошла сквозь грех, и даже козни и обольщение госпожи не одолели его. Неслучайно не почувствовал он пламени страсти – ведь он пылал куда более сильным жаром Божественной благодати. Поэтому прекрасно о нем сказано и то, что слово Господне сжигало его (Пс. 104: 19), и им он угасил огненные стрелы диавола.

***

Блуд и нечистота (Еф. 5: 3) да не пребудут в рабах Божиих, ибо служим мы непорочному Сыну Божию. Каждый пусть познает себя и соблюдает свой сосуд, чтобы, возделав почву своего тела, ожидать должных плодов, и чтобы земля его не производила терние и волчцы (см.: Быт. 3: 18), но чтобы сам он сказал: «Земля дала плоды свои» (ср.: Пс. 84: 13), – и чтобы вместо прежних ломких зарослей страстей процвели насаждения добродетелей.

***

Никто да не совершает дел постыдных и бесчестных – ни наедине с собой, ни вместе с другими. И если кто один, пусть сам себя стыдится больше, нежели прочих, ибо более всего он должен страшиться самого себя.

***

Так что же нам до пути века сего, на котором ждет нас искушение? Даже сама жизнь человека – искушение (см.: Иов 7: 1) и ничтожнее пустых слов (см.: Иов 7: 6): обитать в глиняных домах, денно и нощно печься о выгоде и о выгоде всегда помышлять, и, словно наемнику, искать дневной мзды, и, как говорят о цикадах, питаться дуновением страстей – воистину словно цикады, ибо одним днем они живут и от собственных жалоб надрываются. Что же иное суть люди легкомысленные, без научения, как не те же цикады, рожденные, чтобы умереть в тот же день, скорее стрекочущие, чем говорящие; те, кто в кипении пылающих страстей расслабляет себя погибельным пением и внезапно погибает, не принеся никакого плода, не получив благодати? Итак, пути их – погибельные и извилистые пути змей, которые влачатся в полном яда скольжении тела и свиваются в кольца порока и не могут возвыситься ни до чего небесного.

***

Да будет шаг наш к вышнему, ибо лучше восходить, чем нисходить

Да будет шаг наш к вышнему, ибо лучше восходить, чем нисходить.

***

Когда же душа склоняется к плотскому, тогда в нее вкрадывается телесное наслаждение, тогда она пылает гневом и негодованием, тогда она удручена печалью, тогда превозносится в гордости, тогда она снедаема болью. Все это тяжелые болезни души, которые по большей части ведут ее к смерти, если очи ее ослепли и потому не видят истинного света славы и богатства вечного наследия.

***

Пребывай же внутри, в стенах Иерусалима… за оградой пророческих стен и апостольских башен… внутри твоей души, мирной, кроткой и спокойной. Не выходи из нее и не спускайся, чтобы поднять свой сосуд, тот, который с почестями, или богатствами, или гордостью. Пребывай внутри, чтобы не проходили через тебя иноплеменники – не проходили через твою душу грехи, суетные действия и пустые помышления. Они не пройдут, только если ты начнешь священную войну, сражаясь за веру и благочестие, за стремление к истине против соблазнов страстей и если поднимешь оружие Божие против духов злобы и козней диавола, который ополчается на наши чувства ложью и коварством, но которого легко ниспровергнет кроткий воитель (ср.: Иоил. 4: 11).

***

Если наш ум пребывает в Боге, зла он не знает. А та душа, которая не пребывает в Боге, сама для себя является творцом зла

Если наш ум пребывает в Боге, зла он не знает. Поэтому та душа, которая не пребывает в Боге, сама для себя является творцом зла и поэтому грешит; а душа, которая грешит, умрет: освободившись от золотых уз добродетели, она несется сломя голову в пропасть и падает вниз. А блаженна душа, которую никакие телесные нападения не могут завоевать. Эта душа летит, как воробей, когда порвана его ловчая сеть, ведь пищей для зла являются телесные наслаждения. Всякий, кто внимает им, душой своей запутывается в сети.

***

А кто же от пищи тела воздерживается и уходит от мрака его, душа того сияет как заря, о которой говорится: Кто та, выглядывающая как заря, красивая как луна (Песн. 6: 10)?.. Она стремится к свету: словно из верхней части своего дома, то есть своего тела, находясь над этим миром, она вглядывается в Божественное и устремляется к вечному, чтобы быть рядом с Богом, уже неся с собой светильник своих дел, как луна обходит полным кругом весь небосвод.

***

Свт. Амвросий Медиоланский. Афон
Свт. Амвросий Медиоланский. Афон

Если наши глаза, когда их покроет некая болезненная пелена, напитаются зеленью полей и видом рощ или поросшего травой холма, тогда всякое свойственное больному зрению искажение пропадает и сами зрачки уже выглядят здоровыми и круги их яркими, – тем более око ума, когда созерцает То высшее Благо и в Нем пребывает и от Него вкушает, оно также исполняется сияния и блеска, чтобы было, как написано: как туком и елеем насыщается душа моя (Пс. 62: 6).

***

Пусть научит тебя пророк, вкусивший и сказавший: Сколь сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим (Пс. 118: 103). Ибо к чему еще стремится душа, которая единожды вкусила сладости Слова, которая единожды видела его ясность? Моисей, находясь на горе сорок дней, принимая закон, не искал пищи для тела. Илия, спеша к этому покою, просил, чтобы душа его была взята от него. Петр, сам увидев на горе славу воскресения Господня, не желал сходить вниз, говоря: Господи, хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4). Какова же, стало быть, слава божественной сущности, каковы блага Слова, во что желают проникнуть и ангелы (1 Пет. 1: 12).

Итак, душа наша, если она желает приблизиться к Богу, пусть возвысится над телом и всегда прилепляется к тому вышнему, тому Благу, которое божественно, которое существует всегда, и которое было искони.

***

Среди стольких течений мира Церковь Господня, словно утвержденная на апостольской скале, пребывает недвижимой и стоит на твердом основании, выдерживая натиск бушующей пучины. Волны омывают ее, но не сотрясают, и, хотя часто стихии мира сего сшибаются с великим грохотом, есть у нее надежнейшая гавань спасения, чтобы принять страждущих.

Гимны святителя Амвросия Медиоланского

Гряди, Искупитель народов
Veni, Redemptor gentium

(Рождество Христово)

Гряди, Искупитель народов,
Рожденный от Девы Пречистой;
Пусть мир изумится подлунный,
Узрев Твой Божественный образ.
Не мужеским плотским хотеньем,
Но веяньем Духа Святого
Соделалось плотию Слово
И плодом Девичьего чрева.
Се, чрево наполнилось Девы,
Но девства затворы не пали;
Блистают знамена победно –
В Ней Бог пребывает, как в храме!
Покинув с великою славой
Чертог целомудренной Девы –
Пречистое лоно Девичье, –
Ты стал ради нас Человеком.
Христе, от Отца изошедший,
К Нему возвратившийся в славе,
Нисшедший до самого ада,
Восшедший к Престолу Господню,
Соравный Отцу! Ты облекся
В трофей человеческой плоти
И наши тела исцеляешь
Великим победным деяньем.
Се, ясли Твои воссияли,
И ночь новый свет озаряет:
Он верою полнит всю Церковь,
Тьма ада его не сокроет.
Хвала Тебе, Господи Боже,
Рожденному Девой Пречистой,
С Отцом и Святым Божьим Духом
Во веки веков неизменно!

Христе, Спаситель народов
Christe, Redemptor omnium

(Рождество Христово)

Христе, Спаситель народов,
Единосущный с Отцом,
Им Ты предивно рожден был
До сотворения мира.
Славы Отца отраженье,
Вечная мира надежда,
Нашим Ты внемли молитвам,
Всюду к Тебе возносимым.
Вспомни, как некогда принял
Бренную плоть человека,
Лоном пречистым рожденный
Пренепорочной Марии.
В день этот мы вспоминаем
Вновь, по прошествии года,
Как Ты с Отцовского трона
Сшел, чтоб народ Свой избавить.
Суша, и море, и небо
И все, что в них обитает,
Славят Отца благодарно,
Людям пославшего Сына.
Также и мы, что святою
Кровью Твоею омыты,
Хвалим Тебя новым гимном,
День Рождества отмечая.
Слава Тебе, О Иисусе,
Некогда Девой рожденный,
В единстве с Отцом и со Духом
Во веки веков да пребудет!

http://www.pravoslavie.ru/99576.html