Возможно ли возрождение религий в XXI веке?
Москва, 24 мая, Благовест-инфо. «Возможны ли возрождение и обновление религий?» – такую тему для размышлений была предложена богословам, представляющим ислам, Римско-Католическую и Русскую Православную Церкви. Дискуссия, организованная Культурным центром «Покровские ворота» 19 мая, была приурочена к выходу в свет первых томов книжной серии «Ал-ислахва-т-тадждид» (Возрождение и обновление), выпущенных издательским домом «Медина». Пожалуй, это одна из первых попыток представителей разных религиозных организаций в России поговорить не просто о необходимости и пользе межрелигиозного и межконфессионального диалога как такового, но и вместе обсудить проблему, насущную для всех религий в XXI веке.
Выход книжной серии «Возрождение и обновление» («Ал-ислах ва-т-тадждид») спровоцировал эту дискуссию, потому что это многотомное издание «призвано поспособствовать научному изучению и осмыслению творчества представителей исламского модернизма и неомодернизма, а также возрождению отечественной религиозно-философской школы ислама». Серию открывает вступительный том главного редактора серии и издательского дома «Медина» Дамира Мухетдинова, ректора Московского исламского института, доктора теологии, профессора СПбГУ, под названием «Современные исламские мыслители». «Это систематический анализ архаизирующего и обновленческого дискурсов, доминирующих сегодня в исламском обществе. Каждый из них рассматривается как специфический подход к религиозной реформе, призванной стать ответом исламского мира на вызовы европейского модерна и глобализационных процессов», – сообщает аннотация тома.
Автор первого тома предупреждает, что «особое внимание уделяется биографическому контексту: влиянию воспитания, региональной исламской традиции и политическим обстоятельствам, сопутствующим разработке тех или иных концептуальных схем». И свой рассказ о книжной серии Мухетдинов начал с благодарного упоминания имен тех исламских мыслителей, которые повлияли на его формирование как богослова. Это Абу Хамид ал-Газали, Абу Ханифа, Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский и другие, а также авторы второго и третьего томов новой серии: Джамалад-дин ал-Афгани и Мухаммад Абдо – те, кто глубоко прорабатывал идеи реформирования мусульманского богословия и образования и чьи труды важны для современных мусульман.
Говоря о возрождении и обновлении, невозможно отрицать рост фундаментализма и традиционных течений в исламе, православии и католичестве в наше время, заметил директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. Иногда даже думать о возможности обновления равно, по мнению многих, предательству того священного, что сообщается в собственной религии. Издатель новой серии отдает себе отчет, что далеко не все его единоверцы с восторгом примут новый издательский проект, побуждающий задуматься об обновлении ислама, поскольку «очень силен вес традиционалистов и архаизаторов», которые могут расценить публикацию этих текстов как посягательство на святое.
Само слово «реформа» было под запретом на II Ватиканском соборе Римско-Католической Церкви, напомнил священник Кирилл Горбунов, генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве. Отцы Собора использовали понятия Aggiornamento – обновление и Ressourcement – возвращение к истокам. Но сам по себе этот Собор был вызван необходимостью многое изменить в церковной жизни – достаточно сказать, что это был 21-й (по порядку) Собор Католической Церкви и первый в ее истории, который собрался «не против чего-то», не для разоблачения очередной ереси, отметил о. Кирилл. По его словам, благодаря этому Собору Церкви «удалось выразить себя на максимально понятном современному человеку языке», при этом «вне политического контекста», «став самой собой», но сохраняя в полноте основы вероучения и непреложность догматических установлений.
Все религии в ХХ веке переживали схожие процессы, связанные с осознанием кризиса, вступил в беседу протоирей Владимир Шмалий, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД). Посыл Ressourcement не был чужд и русскому православному богословию, развивавшемуся в эмиграции: тезис «Вперед к Отцам», сформулированный прот. Георгием Флоровским и подхваченный другими богословами, свидетельствовал о понимании того, что «обновление возможно, если мы вернемся к корням». Это общее для католиков и православных в ХХ веке, отметил о. Владимир. Итак, возрождение и обновление христианства предполагает два аспекта: верность традиции, возвращение к истокам и творческое переосмысление и применение этого наследия в современности.
Размышляя дальше, о. Владимир задался вопросом: идея обновления и возрождения, в частности, ислама – она рождается из внутренней потребности развития религии или возникает из необходимости адаптироваться к современности, чтобы не утратить свое влияние? Или это «сложное и мучительное переосмысление наследия модерна»? И соответственно – можно ли перевести чисто религиозные принципы на светский язык?
Мухетдинов дал краткую историческую справку, показав, как военная и политическая история в арабском мире стимулировала кризисы богословия и, соответственно, творческий поиск выхода из них. Но сейчас процессы изменений в исламе в разных странах направлены в разные стороны. Более богатые страны Персидского залива могут позволить себе переосмысление исламских традиций, их некоторую либерализацию (в части прав женщин, например); некоторые жесткие запреты («харам») отменяются и становятся «халяль». Но другие мусульмане воспринимают это как отступление от чистоты ислама.
По его словам, исламский модернизм уже пережил несколько стадий: так, столь важные для выступавшего «модернисты» XIX века призывали обратиться к источникам, «заново прочитать Коран», однако они подвергаются критике в среде единоверцев. Сам выступавший считает необходимой научную критику священных текстов ислама, критическое изучение наслоений и толкований предшествующего тысячелетия, напоминая при этом, что сам пророк Мухаммед для своего времени (VII в.) был, конечно, реформатором. Противостояние «модернизирующей» и «архаизирующей» традиций в исламе – это нормально, и это будет всегда, считает он. Можно даже сказать, что «религия должна быть хорошими тормозами в дорогой машине», имея в виду баланс этих традиций.
Мухетдинов привел ряд примеров, свидетельствующих о том, что арабские страны, вступившие было на путь светскости, откатывались потом в сторону еще большей исламизации (Египет, нынешняя Турция). Можно «пересесть с верблюдов на мерседесы», использовать разные технические новшества, но трудно представить, что исламский мир может последовательно подстроиться под меняющийся мир.
Эволюцию религии нельзя рассматривать как замену чего-то старого, отжившего чем-то новым, лучшим, продолжил о. Кирилл. «Назад к отцам» или «вперед в светлое будущее» – нет, «в религии это так не работает». По его словам, в христианстве система координат иная: «событие Христа» – не в прошлом, Христос – это «абсолютно настоящее, здесь и сейчас», и «чем мы дальше от Христа, тем больше все охладевает». И это остается незыблемым, «обновляется только язык, которым мы говорим об этом». Однако можно видеть, как Царство Божие может «прорастать» в реальном времени – например, концепция прав человека «происходит из Евангелия», и то, что люди сегодня принимают ее, свидетельствует об этом «прорастании», добавил католический священник.
«Прогресс в том виде, как его понимали, начиная с эпохи Просвещения и до ХХ века, – это чуждая для христианства идея», – согласился о. Владимир, добавив, что христиане понимают прогресс эсхатологически, как приближение Второго Пришествия Христова. В современном обществе Церковь должна иметь возможность «быть самой собой», полноценно участвовать в гражданском диалоге; разделяя фундаментальные ценности прав человека, она тем не менее не должна приспосабливаться к либеральному режиму. «Нам чужд исторический оптимизм, но наша историческая обязанность – свидетельствовать о Христе»,– отметил священник.
Игумен Петр (Мещеринов) тоже не сторонник «исторического оптимизма». В беседе с «Благовест-инфо» он поделился своими соображениями по теме дискуссии: «Сам по себе тезис возврата куда-то – совершенно нереальный, мы не можем вернуться в VII век или в XIII-й, ни в какой. О. Георгий Флоровский, при всем уважении, выразил совершено неприемлемую для меня мысль». Занимаясь изучением пиетизма, которому уже 350 лет, он считает, что для Церкви было бы перспективно использовать пиетистский опыт в части развития «горизонтальных связей», «сетевых структур»,– «библейских кружков, внебогослужебных собраний, обсуждения вопросов именно христианской жизни (сейчас у нас обсуждаются преимущество вопросы политической, общественной жизни, Церковь заботится о демографии, патриотизме и проч.)». Разумеется, все это – «не вместо евхаристического общения, не параллельно ему, а как бы в плюс, вместе». Такое «свободное церковное общение, основное на Священном Писании, на обмене духовным опытом, но в рамках Церкви, не противопоставляющее себя иерархии» обогатит церковную жизнь. «Не знаю, как на Западе, но мы, похоже, пойдем по этому пути», – сказал о. Петр.
Понятия «консерватизм», «прогрессизм» – давно устаревшие, они не способны придать импульс современной дискуссии, сказал архиепископ Павел Пецци, ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве, и подвел итоги обсуждения. По его словам, в христианстве есть понятие, которое «хорошо соединяет и развивает «возрождение и обновление» – это опыт обращения». Это подводит к мысли о том, что, с одной стороны, «Истина, Бог, реальность – всегда одна и та же», а с другой стороны, «человеческое сознание возвращается к этой истине всегда по-новому». «Это может быть подлинный ключ для диалога с миром, с обществом», – заключил архиепископ, поблагодарив КЦ «Покровские ворота» и инициаторов дискуссии, которые дают возможность «участвовать в таких встречах с желанием познать другого и уходить уже измененными».
После дискуссии все желающие могли ознакомиться с выставкой «Франциск и Султан. Встреча на другом берегу», посвященной встрече, произошедшей 800 лет назад между святым Франциском Ассизским и Султаном Аль-Маликом Аль-Камилем. Эта экспозиция была подготовлена в 2019 г. в итальянском Римини в рамках Фестиваля для дружбы народов Meeting Rimini (Митинг Римини), затем переведена на русский язык и недавно показана в Московской Соборной мечети в рамках I Московского межрелигиозного молодежного форума.
Справка:
Книжная серия «Ал-ислахва-т-тадждид» (Возрождение и обновление), выпущенная издательским домом «Медина», состоит из трех подсерий, собранных по хронологическому принципу: «Мыслители XIX века», «Мыслители XX века» и «Мыслители XXI века» по 10 книг в каждой. Так, вниманию читателя будут представлены труды таких мыслителей как Сайид Ахмад-хан (1817-1898), Джамалад-дин ал-Афгани (1838-1897), Мухаммад Абдо (1849-1905), Мухаммад Рашид Рида (1865-1935), Мухаммад Икбал (1877-1938), Фазлур Рахман (1929-1982), Мухаммад Аркун (1928-2010), Наср Хамид Абу Зайд (1943-2010), Сейид Хоссейн Наср (род. 1933), Абдулкарим Соруш (род. 1945) и многих других. С творчеством большинства авторов русскоязычный читатель познакомится впервые, что делает книжную серию значимым научным событием в знакомстве, постижении и осмыслении многообразия и глубины исламской реформаторской мысли, охватывающей три века и множество стран происхождения, в т.ч. Австралию, Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Индонезию, Иран, Марокко, Тунис, Турцию и др.
Данная инициатива является беспрецедентным по масштабу и значимости проектом по изданию научной и духовно-просветительской литературы, направленным на развитие исламского богословия в России, а также важным этапом реализации программы возрождения отечественной исламской богословской школы.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии