ВОЗМОЖНО ЛИ ВОПЛОЩАТЬ МОНАШЕСКИЕ ОБЕТЫ В МИРУ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОСТОВЫХ «УПРАЖНЕНИЯХ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

У апостола Павла есть такие слова: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32–33).

Данное изречение может несколько насторожить всякого, кто обзавелся семьей и соответствующими заботами. Здесь можно было бы начать рассуждение о возможности спасения для всякого христианина живущего в миру, но, учитывая прохождение Великого поста, давайте пойдем немного другим путем и обратим внимание на монашеский подвиг, а точнее, нашу возможность приобщения к нему.

Сделать это не очень сложно в теории, но гораздо сложнее на практике. Начать, думаю, следует с напоминания о том, что всякий человек, принимающий монашеский постриг, дает три обета: безбрачия, нестяжательства и послушания. Теперь же рассмотрим применимость каждого из них в нашей, не такой уж и повседневной, постовой жизни.

Безбрачие. Ясное дело, что от своих жен и мужей мы не откажемся, а те, кто еще не обзавелся семьей, но стремится к этому, ничего греховного не делает, поэтому в буквальном прочтении данный подвиг нам не доступен по умолчанию. Блудить можно и будучи безбрачным, а потому мы все прекрасно понимаем, что здесь должна идти речь, прежде всего, о воздержании и борьбе с самым распространенным на сегодня пороком.

Если отказ от плотских отношений на семь недель не представляет большой проблемы, особенно учитывая, что и ограничение в продуктах способствует этому, то вот с помыслами ситуация, как правило, обстоит гораздо сложение. Не будет преувеличением мысль о том, что блудом сегодня «пропитано» буквально все. С весной приходит потепление, у православных в этом время строгий пост, а у большинства окружающего народа наступает период «раздевания». Реклама на улицах и в помещениях, звуки, запахи (особенно учитывая, что чревоугодие и блуд «ходят» рука об руку), некоторые люди на работе, в транспорте и на тротуарах – все это может быть провокатором блудных помышлений, а мы помним слова Христа: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Блуд сегодня пытается «пробиться» в нашу душу всеми доступными способами. Но, и запершись дома, от него крайне сложно скрыться, ведь у каждого есть телефон и компьютер. А здесь не нужно даже заходить на развратные сайты, достаточно просто открыть какую-нибудь ленту новостей, как волей-неволей глаз за что-то этакое «зацепится».

В ответ на все перечисленное можно обратиться к словам святителя Василия Великого: «Надо упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия и не позволяет вождю – уму порываться туда и сюда». Таким образом, когда речь идет о воздержании, относится она не только к плоти. Если просто стиснуть зубы и терпеть, то можно и не вытерпеть, важно еще и внутреннее ограничение. Но оно, опять же, начинается с действий внешних, ведь нам никак нельзя дать пороку или нечистому духу даже повода. Как только наш ум «зацепился» за блудную мысль – мы уже «на крючке». Поэтому давайте хотя бы на период поста исключим чтение новостей, участие в соцсетях и даже просмотр православных передач в «Ютубе», так как этот «негодяй» умеет подсовывать то, что интересно именно нам, даже если мы отвлеклись на ненужный ролик всего один раз еще полгода назад (он все «помнит», и если возбудит в нас интерес, то дальше уже дело техники во всех смыслах). Мне кажется, что еще одно правило поможет бороться с блудными помыслами: не выходить из дома без книги. Читать можно на остановке, в транспорте, в очереди и т. д., – приучив себя к этому, наш взгляд всегда будет сосредоточен на полезном тексте, а ум на мыслях, в нем содержащихся.

Нестяжательство. Снова можно сказать, что мы не монахи и не можем не иметь никакой собственности, однако здесь важен не сам факт наличия собственности, а привязанность к ней, хотя, конечно же, эту «золотую середину» выдержать крайне тяжело.

Если мы попытаемся применить добродетель нестяжания к нашему повседневному опыту, то проявляться она должна в максимально доступном ограничении материальных благ и милосердии. Все начинается с продуктового ограничения и с тех цифровых «благ», о которых я уже упомянул. Насчет еды хотелось бы сделать небольшое уточнение. В своем небольшом священническом опыте служения мне приходилось сталкиваться с употреблением христианами в пищу соевого «мяса» и «молока», а также разного рода морепродуктов. Формально здесь пост не нарушается, но кажется мне, что в первом случае – это все-таки, сознательная или неосознанная, попытка поиска «мясо-, молокозаменителя». В отношении же моллюсков и креветок Устав «молчит», однако здесь вспоминаются слова святителя Григория Нисского, который говорил, что мало людям кушать то, что бегает или растет, так нет же, ради утешения своего чрева они опускаются в глубины морские, чтоб достать оттуда гадов и съесть их.

Все же давайте отойдем от «гастрономических» разговоров к более возвышенным темам. «Известно, что не иметь нужды во многом признается величайшим благом... но признается и то, что гораздо высшее благополучие – быть выше даже потребности иметь какую-либо собственность», – пишет преподобный Исидор Пелусиот. Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – привязанности к земным благам. В посту мы все равно продолжим работать и зарабатывать деньги, но тут важна установка – ради чего все это? Не ради себя любимого, не ради приобретения чего-либо для себя в принципе, но ради близких, родных и «дальних», но столь нуждающихся в нашей помощи. И в отношении еще одной мотивационной установки нужно вспомнить слова преподобного Исаака Сирина: «Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не приготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения». Чего-чего, а искушений в нашей жизни хватает, только давайте в посту даже не помышлять о ропоте, начиная с головной боли и плохой погоды и заканчивая более серьезными испытаниями.

Послушание. С послушанием у многих христиан проблемы. Жизнь может протекать довольно тихо, без особых потрясений, но стоит на нас несправедливо «наехать» начальнику на работе или ближнему совершить какой-то несправедливый поступок, как тут же наш внутренний «демон» гордыни и самолюбия дает о себе знать.

Мне попадались даже христиане, которых «крутило» от длинной очереди на исповедь, от того, что с кем-то священник долго разговаривал или бабушка возле подсвечника посмела переставить мою (!) свечку на другое место. Вот вроде бы ерунда ерундой, но бывает так, что начинаешь «закипать» против собственной воли, и в таком случае «неприятные» действия других нужно воспринимать как инструмент выработки послушания и смирения. Помогает в этом и внутренняя установка: «Я всем слуга». Если мы будем воспринимать все наши семейные, профессиональные, социальные и христианские обязанности как служение ближним, то тогда и «закипания» гнева можно будет избежать. «Никто не должен быть господином даже себе самому, – отмечает святитель Василий Великий, – но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братьям, сообразно с этим обязан и рассуждать обо всем, и делать все, впрочем, пребывая в собственном чине».

Подобные рекомендации мы можем встретить и у преподобного Ефрема Сирина. Он пишет: «Послушливый, если слышит упрек, не смущается, от оскорблений не приходит в воспламенение», если наступает печаль – это повод для радости, если скорбь – для благодарности. Послушание проявляется и во внутренней готовности на совершение всякого доброго дела. Вот, к примеру, мы узнаем, что какой-то, пусть и малознакомый, прихожанин нашего храма попал в больницу. Если мы хотим хоть немного прикоснуться к добродетели послушания, тот тут же, не жалея вечернего или воскресного досуга, должны потратить пару часов, дабы проведать его. Представьте, сколько неожиданной радости больному принесет такой визит. Мы ведь реально живем в условиях, в которых никогда не ждем сторонней помощи или даже доброго слова. А такое маленькое дело может иметь большие последствия как для нам самих, так и для ближних. «Прилагай старание не раболепствовать собственной воле, но будь послушен боящимся Господа и по милости Божией сокрушишь главу змия», – подытоживает преподобный Ефрем Сирин.

Настоящий монашеский подвиг сверхъестественен, и его совершение невозможно без Божественной помощи. Мы же, христиане, живущие в миру, проходим путь более «естественный», от того он и отбирает значительную часть нашего времени, но и в этих повседневных заботах можно отыскать частичку сверхъестественного. Великий пост же только актуализирует наш духовный труд, формирует внешние условия для его успешной реализации, в какой-то мере позволяет нам дать возможность Богу вмешаться в нашу жизнь. В этом плане время Четыредесятницы – драгоценнейший период, пренебречь которым мы не имеем права, коль уж назвались христианами.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/vozmozhno-li-voploshchat-monasheskie-obe...