Возможна ли профилактика расколов?
Опасность новых расколов в Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой является Украинская, - основная проблема с которой сегодня сталкивается церковное домостроительство. К сожалению, церковные расколы буквально преследуют святую Православную Церковь в России и Украине. ХХ век стал настоящим бичом для верующих людей как в связи с гонениями на веру со стороны государственных структур, так и из-за огромного количества церковных разделений, плодившихся быстро, как грибы после дождя. Особенно острая ситуация сегодня наблюдается на территории Украины – это и «филаретовский» раскол, и греко-католическая церковь, и всевозможные самосвяты и автокефалисты.
Бурная деятельность раскольников при поддержке правительства Украины приводит к катастрофическим по своим масштабам последствиям среди верующего населения. Особенно преуспевают в отваживании людей от истинного православия расколоучители под предводительством лжепатриарха Филарета (Денисенко). И такая нестабильная ситуация уже много лет не дает душевного спокойствия православным в Украине. Одним из основных постулатов пребывающих в расколе людей является идея об Украинской Православной Церкви, являющейся церковью для украинского народа. То есть попытка национализировать церковь как таковую и впоследствии подчинить ее якобы национальным интересам народа. А ведь это очевидное уклонение в ересь этнофилитизма, осужденную еще в 1872 году на Константинопольском Соборе, причем это определение собора было принято всем вселенским православием. Церковь не может быть Церковью определенного народа, но является, прежде всего, Церковью Христовой, и объединяет по территориальному признаку православных верующих любой национальности.
Существует масса причин отпадения в раскол – это и неприятие церковного началия, и недовольство порядками и устоями конкретного прихода/района/области, жажда наживы, но самая главная – это, безусловно, гордыня. Намерение возвысить себя над остальными, приведшее Денницу и огромное количество последовавших за ним ангелов в адскую пропасть, мечта о насыщении властью, желание «целования на торжищах и преждеседания на сонмищах» (см.: Мф. 23, 6) - уподобляясь сами падшим ангелам и фарисеям, расколоучители влекут за собой толпы последователей, соблазняя ни в чем не повинных людей своими льстивыми речами. Забывают они слова Спасителя о горе фарисеям – лицемерам и о заповеди любви друг к другу, когда «всякий, хотящий возвыситься в вас, да будет вам слуга» (Мф. 23, 12). Сам Христос, Распятый за нас на Кресте, молил Небесного Отца о сохранении единства в основанной Им Церкви: «да будут едины яко и мы едино есма» (Ин. 17, 21). Но затуманенный духовный взор раскольника ведет его по пути отдаления от Бога, от божественной благодати, всегда «немощныя врачующая и оскудевающая восполняющая», ведет по пути погибельному. Вот как определяет раскол святитель Василий Великий:
«Древние, - говорит святитель,– определили принимать то Крещение, которое ни в чем не отступает от веры. Поэтому иное назвали ересями, иное расколами, а иное недозволенными сборищами. «Ересями – если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере, «расколами» – если разногласят между собой по некоторым церковным винам и по вопросам, допускающим уврачевание, и «недозволенными сборищами» – собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и невежественным народом»
Раскол – первый шаг на пути к ереси, к окончательному отпадению от Матери-Церкви с искажением ее вероучения, отрицанием основных христианских вероучительных истин – догматов. И дабы не допускать появления ересей Русская Православная Церковь всегда старалась увещеванием, убеждением возвратить отпадших на путь истинной веры, подлинного христианского благочестия, старалась вновь и вновь собрать своих заблудших овец, потерявших глас своего пастыря. Особенно серьезная проблема заключается в том, что очень часто в раскол уклоняются по достаточно объективным на первый взгляд причинам, с намерением сохранить истинную веру, не осознавая, что намереваясь сотворить благо, творят зло. Вот что об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Каждый православный человек должен понимать, что лежит в основе церковных разделений. В нашем обычном представлении еретик — это синоним разбойника. Так оно было и в древности… Но среди еретиков было и много людей благочестивых, горячих в вере, ревностных. И в самом деле, разве за реальным разбойником, распутником, грешником пойдут тысячи людей? Люди идут за сильным вождем, который умеет убеждать, который может показать личный пример. Большинство еретиков были такими сильными церковными вождями, имевшими огромный авторитет среди народа».
И все же нельзя забывать о великой опасности для духовного здоровья каждого человека, исходящей от возможного отпадения в ересь посредством раскола, поскольку еретическое мировоззрение намного сильнее проникает в душу и заражает ее язвами греха, от которых очень сложно избавиться. Вполне согласно с этим и то, что говорит о еретиках святитель Иоанн Златоуст:
«И пророки, и сам Господь, и блаженные апостолы вполне справедливо называли их (еретиков) волками, и не только волками, но и заразой, и нечестивыми, и противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. И через них путь истины будет в поношении (2 Петр. 2, 2). В довершение всего они – дети лукавого дьявола, как говорит Богослов: дети Диавола (1 Ин. 3, 10)».
Хотелось бы привести высказывание преподобного Серафима Саровского:
«Будет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего будут изменять и извращать догматы (учения) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам – святым Апостолам о создании Церкви Христовой и ее правил...
Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15) и о которой Сам Спаситель сказал, что даже «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18); то есть что она пребудет неизменно до конца – до Второго Пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Святой Церкви есть ересь, желание создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится вовек (Мф.12, 32)».
Возвращаясь к вопросу о расколах надо отметить, что святые отцы признают возможность и необходимость врачевания раскола в духе церковной икономии. Святитель Василий Великий в Правилах из Первого Канонического Послания к Амфилохию Иконийскому указывает на особенности принятия кающихся из расколов:
«Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, - это есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви - есть раскол… Крещение раскольников, как еще не чуждых Церкви, принимать; а находящихся в самочинных сборищах - исправлять приличным покаянием и обращением, и вновь присоединять к Церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив вместе с непокорными, когда покаются, нередко приемлются вновь в тот же чин».
Святитель Дионисий Александрийский:
«Если, как говоришь, ты отделился от Церкви невольно, то можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Лучше было бы тебе все вытерпеть, лишь бы не рассечь Церкви Божией. Не менее славы доставило бы тебе мученичество за целость ее, как и мученичество за отречение от идолов; а по-моему, и еще более, потому что в последнем случае всякий принимает мучения за одну собственную душу, а в первом – за всю Церковь. Если бы ты даже и теперь убедил и заставил братьев возвратиться к единению, то твоя доблесть была бы сильнее твоего зла. Последнее тогда не вменилось бы тебе, а первая заслужила бы похвалу. Но когда уже ты не в состоянии положиться на послушание братьев, то по крайней мере всячески спасай собственную душу» (письмо к раскольнику Новату, Церковная История Евсевия Памфила, VI, 45).
Очень метко определяет раскол Свт. Ириней Лионский:
«Христос рассудит тех, которые производят расколы, — не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань» (Пять книг против ересей, 4.7).
Как мы видим из высказываний святых отцов и небольшого анализа проблемы расколов их необходимо врачевать, а еще лучше не допускать. Совершенно очевидно, что кроме личной харизмы очередного расколоучителя большую роль играет низкая духовная образованность его последователей, политические нестроения в государстве, личные мотивы. Настало время разработать масштабный проект по профилактике церковных расколов, охватывающий все возможные стороны данной проблемы. Совершенно необходимо создание некоторого органа, церковной структуры с обширными полномочиями, способной обеспечивать должный уровень мониторинга духовного состояния верующих и вовремя, на корню пресекать раскольнические движения в рядах Русской Православной Церкви.
В последнее время этот вопрос актуален не столько в связи с событиями на территории Украины, где очевидно пагубное влияние раскола, но и потому, что характер церковных расколов качественно изменился за последние 100 лет. Сегодня мы подвергаемся влиянию расколов дисциплинарно-психологического характера, которые включают в себя скрытое психологическое воздействие и манипулирование сознанием впадающего в раскол – и это особенно опасно. Полноценная работа органа профилактики и предотвращения расколов позволит выявлять расколы дисциплинарно-психологического характера и успешно ликвидировать опасность, исходящую от столь неочевидного церковного разделения. Для полноценной работы такой структуры она должна быть наделена самыми широкими полномочиями и наладить тесный контакт с государственными структурами для обеспечения мобильности и эффективности работы. Самое главное не допустить новых церковных разделений и по возможности уврачевать уже имеющиеся, чтобы в составе целостной Русской Православной Церкви, в любви Божией и друг к другу молиться единой душой и единым сердцем ко Господу, испрашивая Его благословения на дальнейшие труды во Славу Пресвятой Троицы.
Доктор богословия,
протоиерей Александр Федосеев.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии