Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О святогорском монашестве и прп. Силуане Афонском

Преподобный Силуан Афонский

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) более 10 лет подвизался на Святой Горе Афон. Ему было доверено духовничество в Пантелеимоновом монастыре. Послушание свое он нес в одном из скитов Свято-Пантелеимонова монастыря, на Старом Руссике. Отец Илий рассказывает об Афоне и его русском насельнике, достигшем святости, Силуане Афонском.

Старец Силуан — современный подвижник. В нем нет фальши и свойственной нашим временам прелести. Он не был великим аскетом, но путь его не ложен. Он искал главного — единения с Господом, желал по-настоящему служить Ему, быть монахом. Он стяжал молитву, которая действительно соединяет с Богом. Господь услышал Своего служителя и явился ему Сам. «Если бы это видение продолжалось, душа бы моя, природа человеческая растаяла бы от Славы Божией», — говорил он. Господь оставил ему память благодати: когда она отходила, он взывал к Господу, и Владыка снова наполнял его Своей силой. Молитва старца была непрестанна, не прекращалась даже ночью.

Современному христианину надо обязательно прочитать откровения преподобного Силуана Афонского — то, что написал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), и то, как старец сам выразил свой духовный опыт. Пишет он по благодати Божией то, что Господь ему открыл Духом Святым. Человек без высшего образования создал книгу, которая получила такую известность, переведена на десятки языков. Каждый верующий, ищущий Истину, прочитав этот труд, не может не сказать о нем с высокой похвалой и благодарностью старцу Силуану.

Когда я в 1967 г. впервые прочитал книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский», я точно оказался в светлом пространстве, в котором достоверно раскрывалось содержание нашей веры. Силовое поле этой книги укрепило меня, и я получил ответы на многие вопросы духовной жизни.

Преподобный Силуан Афонский донес до нас сокровище, которое сквозь века несли святые отцы: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Здесь говорится о смирении. Есть гордость житейская, светская, а есть — духовная, когда человек, получив особую близость к Богу, укрепившись в вере, начинает помышлять о том, что жизнь его «несомненно высока». Это очень опасно для подвижника. Поэтому Господь, может быть, и не дает многим благодати, вдохновения, силы на подвижнические труды, духовных даров — чтобы не возгордились. Так как человек не может вместить и сохранить всего этого по причине гордости. Благодать несовместима с гордостью.

Когда пред старцем Силуаном видимо предстал в человеческий рост дьявол, который, будучи духом, может материализоваться только по попущению Божию, подвижник недоумевал: почему он молится, а бес не исчезает? Господь ему открыл: это за духовную гордыню. Чтобы избавиться от нее, надо считать себя самым маленьким, незначительным, грешным. За грехи свои признавать себя наследником ада. А за то, что имеешь, — благодарить Господа. Все наши дарования земные и духовные — от Бога. Мы ничем не можем гордиться — ни материальными богатствами, ни умственными способностями. Ни наши таланты, ни наши силы, ни наши труды — ничто не является нашим, а только милостью Божией. И все, что старец Силуан получил от Бога, само явление ему Господа — все это дар Божий. Щедр и милостив Господь, Он открывает нам спасительную формулу: «Держи ум свой во аде…» Что касается второй ее части, то, если человек молится, у него просто не может быть полного отчаяния.

Схиархимандрит Илий Ноздрин

Схиархимандрит Илий Ноздрин

Афон по милости Божией — удел Божией Матери на земле. С V в. здесь обитают монахи, в X в. было узаконено самоуправление единственной в мире монашеской республики, появилось запрещение на вход туда женщин. По сей день там действуют 20 монастырей, много скитов и келий. Некоторые из них, такие как Андреевский, Ильинский скиты, могут превосходить по своим размерам даже монастыри. Известно около 30 келий. В них время от времени живут так называемые сиромахи — бедные монахи, которые не имеют постоянного пристанища.

 

Афон — хранитель православной веры. Нет ничего другого, что имеет смысл в нашей жизни, единственно только — спасение души.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… [и] ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30–31).

Осуществлением этого христианского идеала и является Святая Гора Афон на протяжении уже многих столетий. Желающий подвизаться на Афоне может обратиться на Афонское подворье в Москве или, приехав на Афон, изложить свою просьбу игумену того монастыря, в который хотел бы поступить, и по прошению монастырского начальства Священный Кинот может решить вопрос о пребывании на Святой Горе.

Нельзя сказать, что афонское монашество чем-то принципиально отличается от нашего русского. У нас закон один — Евангелие. Святая Гора Афон просто исторически является местом высокого христианского подвига. Также можно спросить: чем отличается намоленная икона от обычной? Или человек духовного опыта от мирского христианина, только приступившего к постижению Евангельского закона? Можно войти в только что освященную церковь, а можно войти в ту, где богослужения совершаются не одно столетие, — здесь, безусловно, ощущаются особые благочиние, благолепие. Но как Господь наш вчера, днесь и во веки Тот же, так же и подвиг христианский дан всем нам на все времена. Как в первые века христианства человек подвизался и спасался, так и сейчас. Наша вера в Святую Троицу, святые истины, догматы не должна умаляться или изменяться.

Мы должны жить по воле Божией. Выражена она в Евангелии. В нем Божественное Откровение явлено в сконцентрированном виде, кратко. Эта благая весть дана всем народам на все времена. Чтобы индивидуально воплотить ее в своей жизни, надо обратиться к опыту нашей Православной Церкви. Святые отцы, просвещенные Духом Святым, изъясняли нам Евангельский закон. Мы должны быть истинно православными людьми. В Крещении мы становимся членами Церкви — православными христианами. Но к глубокому сожалению, даже считая себя чадами Церкви, мы придаем очень мало значения Евангельскому Откровению. В то время как нет ничего более насущного, чем знать, о чем говорит Божественное Слово, и строить свою жизнь по воле Божией. Мы, к глубокой печали, не сознаем, насколько быстротечен путь нашей жизни. Не замечаем, как становимся у порога вечности. Это неизбежно. Бог создал мир и управляет им. Есть физические законы, и есть нравственные. Физические действуют безусловно, как их однажды задал Господь. Но поскольку человек — высшее звено творения Божия и наделен разумом и свободой, нравственный закон обусловлен нашей волей. Бог — как Творец, так и Хозяин нашей жизни. И за исполнение нравственного закона человек поощряется — и внутренней удовлетворенностью, и внешним благополучием, но прежде всего — вечным блаженством. А через наши отступления от исполнения заповедей Божиих мы терпим различные бедствия: болезни, социальные неустройства, войны, землетрясения. Сейчас люди склоняются к крайне безнравственному образу жизни. Народ омрачен: разгул, пьянство, бандитизм, наркомания — эти проявления антиморального состояния стали повсеместными. Нам Господь многое дал, чтобы и самим исправляться, и быть благочестивыми: через образование, воспитание, средства массовой информации. Но СМИ, которые призваны воспитывать молодежь в благочестии, также к глубокому сожалению, все более обращают ее к богопротивной жизни. Есть три вида искушений: от нашей падшей природы, от мира и от бесов. Люди сегодня впадают в расслабление. А должна быть борьба. Святые, как преподобный Силуан Афонский, всю свою жизнь пребывали в борьбе и побеждали страсти, мир, отражали бесовские нападения. У нас в этом есть помощники — Сам Господь, Матерь Божия, Ангелы Хранители, мученики, исповедники, все святые! Господь всем хочет спасения и призывает каждого на брань с грехом, но никого не принуждает.

pokrov.pro