Возлагающим особенную надежду на монастырь как на удобнейшее место спасения и душевного покоя
Вы слишком много ожидаете от монастыря... Монастырь, точно, есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один - внутренний, а другой - внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению, - или, оставаясь в монастыре, все дело монашества ограничивать только сими послушаниями... и потрудится напрасно, ни шагу не сделав в очищении и усовершенствовании своей души... Извольте поиметь это во внимании и соответственно сему рисовать в своей голове картину будущей вашей монастырской жизни... и знайте наперед, что дело будет идти иначе, нежели вы гадаете. Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут одно делать, а душа должна быть занимаема другим, если хочешь спастись. Многое из того, что вы чаете увидеть в монастыре, не увидится, а иное увидится. Но с внутренней стороны все, почти, найдете, если будут глаза.
У вас и теперь почти монастырь (очевидно, святитель пишет здесь такому лицу, жизнь, положение и домашняя обстановка которого ему очень хорошо известны). Думаете, что в монастыре вам лучше жить, чем теперь? Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними, потому что по женским монастырям мало способных... Заняться духовным чем - вам и некогда будет. Если бы вы доселе жили в мирской житейской суете, лучше всего было бы вам идти в монастырь... А из теперешней жизни вам в монастырь идти - то же, что из покоя на суету. Мне и думается, что вам нечего тянуться в монастырь, потому что там вы не найдете того, чего ищете. Так как же быть? Живите так, как есть, в своем доме, как благочестивая мирянка, или как живут чернички. Будет у вас тогда церковь да дом, а в доме - покойные, духовные занятия. Поживши, может быть, встретите какую особу, подходящую вам по нраву... Можете принять ее, если хотите, и с ней делить свои духовные занятия. Но и без такой сожительницы можно прожить. Что руководства не будет - что делать?! Вы и в монастыре его не найдете. Как же быть? - Брать руководство в слове Божием и в писаниях отеческих. Общие заповеди кому не известны, а на частные случаи найдете указание чрез письменное с кем-либо сношение. Вот, по-моему, вам пригодная дорога! Что вас тянет в монастырь, это похоже на призвание, но не есть решительное на то указание и требует особого обсуждения. Вас тянет то понятие о монастыре, что там покой... а он не всегда там...
Когда и как поступить (в монастырь) - это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь - и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских... Можно и вне монастыря быть монахиней, живя по-монашески, и в монастыре можно быть мирянкою.
Святитель Феофан Затворник
http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/svyatost/3452-2013-07-24-21-13-27....
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии